ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Конспект лекций по философии. Базовые проблемы философии софистов. Диалектика познания в философии Сократа. Метафизика в учении Аристотеля
Конспект лекций по философии. Базовые проблемы философии софистов. Диалектика познания в философии Сократа. Метафизика в учении Аристотеля

Конспект лекций по философии. Базовые проблемы философии софистов. Диалектика познания в философии Сократа. Метафизика в учении Аристотеля

1. Базовые проблемы философии “досократиков”.

Эгейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс (флотоводец). Идея о первоначальной сублимации. Бытие едино и неделимо. Выступают против множественности вещей. Идея об иллюзорности движения. Мир неподвижен в своей основе. Бесконечная делимость пространства и времени. Движение в Базисе невозможно. Рассматривали понятие бытия как такового. (Мыслить бытие нельзя, нельзя мыслить вообще). Мысль атенциальна, всегда на что-то направлена. Можно представить мир как что-то являющееся в единственном экземпляре, единственное.

Существует 2 Основных вида знания. Есть знание на уровне мнения - докса (истин столько, сколько людей). Эпистеме - знание на теоретическом уровне (с этим согласны все, если приобщиться). Эгейская школа противостоит Гераклиту (понимание движения), Милейской школе (множественность движения), системе Демокрита.

Парменид. Делает весьма большое различие между настоящей истиной, являющейся продуктом рационального освоения действительности, и мнение. Из действительного мира Парменид полностью исключает движение. Все, что существует, есть сущее (бытие), которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие.

Зенон. Истинным он безусловно считает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречия. Он безусловно отстаивал позиции единства, целостности и неизменности сущего.

Движение не может ни начаться, ни закончиться. Апории Зенона: 1. Апория дихотомии - неподвижность и неделимость бытия. 2. Апория “Ахил и черепаха”. 3. Апория “стрела” - невозможность движения в Базисе. Движение рассматривается не как чувственная данность, а как попытка узнать логическую, понятийную сторону движения.

Мелисс. Бытие является не только единым и не ограниченным во времени и пространстве, но и метафизически неизменным (никакого движения в Базисе нет).

Пифагорейцы: акусматики (послушники, бездоказательное обучение), математики (вторая ступень, дозволена аргументация). Образ жизни определялся традициями. Базис всех вещей - числа. Евклид: единица есть то, через что каждое сущное считается единым. Начало числа - единое или единица (монада). Единое выше множественности, оно начало определенности. Неопределенное непознаваемо. Сама вещь - это материалистическая оболочка. Усилия связать геометрию и арифметику. Пpи движении планеты издают звуки. Гипотеза о геоцентрическом строении Вселенной. Земля и Луна все время движутся. Все вращается вокруг центрального мирового огня. Пифагорейцы верили в переселение душ. Отличительная особенность этих школ - это их стремление найти первоначало, аpхе. У пифагорейцев идеальное начало число. Эгейцы: статичность мира.

Школа Эмпедокла. Наличие нескольких равноправных аpхе: земля, воздух, вода, огонь. Сами первоначала - материальные. Движущие силы - любовь, вражда - идеальные начала. В зависимости от того, какое начало доминирует, то и происходит. Любовь объединяет землю, воду, огонь, воздух - космос. Равновесие динамическое. Когда любовь достигает высшей точки, начинается спад и нарастает ненависть - коллапс, разброс - мир распадается на первоначала. Развитие идет путем мягких переливов. Анаксагор. Анаксагор: небесные светила являются кусками камня и железа. Светила - естественные объекты. Изобрел мысленный эксперимент (нужно создать самые правдоподобные абстракции из всех возможных). Частицы материи делимы до бесконечности, из них состоит все разнообразие вещей. Их нельзя пощупать, понюхать. Идея: нет ничего элементарного, но есть имена - (гомеомерии), о них можно говорить как об исходных объектах. Все разнообразие вещей проявляется на макроуровне, на микроуровне все есть во все. Соединение осуществляет мировой разум - нус. Нус действует только в исключительных случаях (приближается к идее первоначала).

2. Учение Фалеса из Милета. Зародилось в Древней Греции 6 в. до н.э. Характеризуется космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Становление: 6-5 в. до н.э. - в центре внимания проблема космоса, природы. 1-я научая и философская школа - Милетская.

Родоначальник натуралистической фазы развития античной философии яркий представитель:

Фалес - полагал, что все сущее происходит из воды. Океан - кольцо, река, окружающая землю, Земля плавает на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их Природа является вода”. Все происходит из воды и возвращается в нее. Фалес - монист, так как принимал за основу всего существует одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к одной основе - чувств. видимости. Душу полагал материальной, душа является движущим началом всех является Природа ”Боги” равняется души, который является источником движения вещей. 1-й сформулировал вопрос “Что есть всё” - что является первоосновой.

Анаксимандр - особая философская концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первичная, вневременная субстанция “апейрон” - веществ. Все события происходят в определенной борьбе тепла и холода, например смена времени года. Природа, мир существует объективно. Живые существа возникают в процессе выпаривания солнцем влаги. Человек произошел от рыб. Чувственный мир является лишь проявлением реального мира, следуя необходимости выйти за пределы непосредственного наблюдения.

Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряженный воздух - огонь, сгущенный - вода, земля, камень. Душа также состоит из воздуха. Воздух обладает средством бесконечности.

3. Проблема бытия в философии Анаксимена, Гераклита, Пифагора.

Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Обобщение: философия милетской школы является рационализацией мифа. Мир основывается на материальных началах, без участия вне природных сил. Гилозоизм - любое материальное тело обладает душой, пантеизм – Бог равняется природа. В определенном смысле Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей. Он первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. По Анаксимену, разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. При этом сгущение и разряжение понимаются здесь как базовые, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения. Воздух как праматерия, согласно его взглядам, «постоянное колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

Гераклит: развитие материализма и диалектики. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является живым огнем. Огонь превращается в воду - семя мироздания, вода превращается в землю и воздух и назад. Познание начинается с чувств, но они должны обрабатываться разумом. Образ и понятие слиты воедино. Борьба Противоположностей законом, так как является источником создания мира. Гераклит - огонь (первый подметил то, что мир находится в бесконечном изменении, движении, и отсюда вывод, что огонь наиболее подвижный, наиболее способный к изменению элемент бытия). Пифагорейцы - пришли к выводу о том, что количественные отношения являются сущностью вещей. Полагали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометрических фигур.

4. Учение о бытии Парменида. Отличительная черта - формирование нового способа духовного самовыражения. Характеризуется космоцентризмом. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Основные представители э.ш.: Ксенофан - основой школы. Отвергал человекоподобие Богов, Бог - абсолютное, вечное, бесконечный космос, сливающийся с природой, не конкретный чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога. Кс. отрицал значение чувств. познания. Парменид - четко выраженная философская позиция э.ш. Парменид считает, что ничто не меняется. Характеризуя свойства бытия, отмечает: а) бытие не возникло и никогда не погибнет, так как имеет невременную природу; б) бытие единственно и целостно, то есть не имеет частей; в) б. совершенно (закончено) и неподвижно. Бытие - то, что охватывается мыслью. Думать равняется быть. Мыслимое существует, мысль без бытия - ничто. Небытие не существует, так как о нем нельзя мыслить и говорить. Нельзя одновременно признавать бытие и небытие Гносеол. Парменид Основные на том, что истина доступна только размышлению. Разум, управляя чувствами, может достигнуть истины. Чувства не отрицают полноты мира. Отличие истины и мнения. Мнение - противоречивость чувств. Видимость, истина - мыслимый мир единого и вечного бытия.
Э.ш. Родоначальник рационализма, так как подошли к понятийному отражению действительности. Процесс познания - переход от чувств к разуму, но рассмотрим эти ступени, обособляя и противопоставляя их. Разум дает только ист. знание, чувства - путь мнения.

Зенон: представитель субъективной диалектики. Вывод Зенона: разум - орудие достижения истины, которая доступна только мышлению. Рассуждения Зенона, построены на доказательстве, сыгравшем большую роль в развитии теории мышления.

5. Философия Левкиппа и Демокрита. Натурфилософы стремились объединить суть окружающего мира, в т.ч. Демокрит. Демокрит признавал существование 2х начал: бытия/небытия Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота - средство различия и разграничения вещей, она выступает как внутри сложных вещей, отделяя элементы - атомы друг от друга, так и вне вещей, является их вместилищем. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться. Исчерпание пустоты свидетельствует о наличии атомов - неделимых частиц, невидимых из-за размера. Демокрит первый рассматривает движение как способ бытия материальных тел, так как атомы находятся в вечном движении, для вечного нельзя искать причину.
3 формы движения: 1) связан с хаотическим перемещение 2) вихревой поток, где атомарный вихрь создавал условия однородных атомов и разъединения разнородных. Так возникала закономерность в движении атомов - закон тяготения подобного к подобному.

6. Базовые проблемы философии софистов. Горгий: бытие не существует, Если бы оно существовало, то его невозможна было бы познать, так как между бытием и мышлением существует не преодолимая несовместимость. Несовместное обусловлено способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие отличается от средства его выражения - слова.

7. Нравственная философия Сократа. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. До софистов главная задача философии - раскрыть суть окружающий мира, софисты повернули философию с проблем космоса на проблемы человеческой жизни, рассматривая ее в теоретических и практических аспектах. Далее эта тематика стала предметом особого внимания, прежде всего у Сократа. Сущность человека сосредоточена в его душе, так как она есть то, чему служит тело. Ценность души сост. в познании. Добродетель необходима человеку для роста души

В центре внимания Сократа, как и некоторых софистов - человек. Но он рассматривается Сократом только как нравственное существо. Поэтому философия Сократа - это этический антропологизм. Интересам Сократа были чужды как мифология, так и физика. Он полагал, что толко­ватели мифологии трудятся малоэффективно. Вместе с тем Со­крата не интересовала и природа. Проводя аналогию с современ­ными ему китайцами, можно утверждать, что Сократ ближе к конфуцианцам, чем к даосцам. Он говорил: «Местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе» (20 Д). Однако по иронии судьбы Сократу пришлось расплачиваться за физику Анаксагора. Ведь из-за его воззрений в Афинах был при­нят закон, объявляющий «государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления». Сократа же обвинили в том, что он якобы учил, что Солнце - камень, а Луна - земля. И как Сократ ни доказывал, что этому учил не он, а Анаксагор, его не слушали. Суть же своих философских забот Сократ однажды с некоторой досадой выразил Федру: «Я никак еще не могу, со­гласно дельфийской надписи, познать самого себя» Дело в том, что над входом в храм Аполлона в Дельфах было начертано: познай самого себя! Призыв «Познай самого се­бя!» стал для Сократа следующим девизом после утверждения: «Я знаю, что я ничего не знаю». Оба они определили суть его философии. Самопознание имело для Сократа вполне определенный смысл. Познать самого себя - значит познать себя как общественное и нравственное существо, притом не только и не столько как лич­ность, а как человека вообще. Главное содержание, цель филосо­фии Сократа - этические вопросы. Аристотель позднее в «Метафизике» скажет о Сократе: «Сократ занимался вопросами нрав­ственности, природу же в целом не исследовал» Убеждение в существовании объек­тивной истины означает у Сократа, что есть объективные мораль­ные нормы, что различие между добром и злом не относительно, а абсолютно. Сократ не отождествлял счастье с выгодой подобно некоторым софистам. Он отождествлял счастье с добродетелью. Но делать добро нужно лишь зная, в чем оно. Только тот индивидуум мужествен, кто знает, что такое мужество. Знание, что такое му­жество, делает человека мужественны. И вообще знание того, что такое добро и что такое зло, делает людей добродетельными. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Зло - следствие незнания доброго. Нравственность, по Сократу, следствие знания. Моральная теория Сократа сугубо рациона­листична. Аристотель потом возражал Сократу: иметь знание о добре и зле и уметь пользоваться этим знанием - не одно и тоже. Люди порочные, имея такое знание, игнорируют его. Люди невоздержанные делают это невольно. Кроме того, знание надо уметь применять к конкретным ситуация. Этические добродетели достигаются путем воспитания, это дело привычки. Надо привык­нуть быть храбрецом.

8. Диалектика познания в философии Сократа. Метод Сократа преследовал также достижение по­нятийного знания. Это достигалось посредством индукции (наве­дения), восхождения от частного к общему, в процессе собеседо­вания. Гносеологически пафос всей философии Сократа в том, чтобы найти понятие. Поскольку никто этого еще не понимал, кроме Сократа, он и оказался мудрее всех. Но так как сам Сократ до таких понятий еще не дошел и знал об этом, то он и утверждал, что ничего не знает. Познать самого себя - это значит найти и понятия нравствен­ных качеств, общие всем людям. Аристотель потом в «Метафи­зике» скажет, что «две вещи можно по справедливости приписы­вать Сократу - доказательство через наведение и общие опреде­ления» (XIII, 4). Было бы, правда, наивным искать такие опре­деления в диалогах Платона. В ранних, сократических диалогах Платона определений еще нет, ибо диалоги обрываются на самом интересном месте. Главное для Сократа процесс, если он и ничем и не оканчивался.

9. Учение о мирах в философии Платона. Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и небытием, они только тени идей. Познание по Платону есть воспоминание душой своего доземного существования. Полагал, что чувства обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом душе Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг его идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал идеальный сверхчувственный мир наряду с миром реальны. In his humble opinion идея ("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит из двух начал - материи и формы.

В основе мироздания находится неопределенный пассивный субстрат - "первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в абстракции. В действительности она определяется активностью самих по себе нематериальных форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Форма материализуется, материя формируется.

10. Теория познания Платона. Человек наделен бессмертностью, сотворен Богом душой, соединенной со смертным тело. Душа является основой разумности человека, дает возможность познавать окружающий мир.

13. Политика Аристотеля. Базовым в его социальных взглядах была характеристика человека как общественного существа. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство он понимает как развитое сообщество общин, а общину - как развитую семью. Рабовладение Аристотель считает естественным состоянием организации общества. Общество свободных людей состоит, по Аристотелю, из 3-х базовых классов граждан: богатые, крайне бедные и средний класс. Для благополучного состояния государства особую важность представляют средние слои. В их численном увеличении Аристотель видит спасение рабовладельческого порядка. Сущность государства он видит в политическом сообществе людей, которые соединились для достижения определенного блага. Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими - тиранию, олигархию и демократию. Базовыми задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает “идеальное государство” Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные (состоятельные) граждане обязаны принимать участие в делах государства. Идеал государства, по Аристотелю, - общество, которое опирается на частную собственность: на орудия труда, земли и рабов. Государство, по Аристотелю, требует от гражданина определенных добродетелей, без которых нельзя достичь благосостояние общества (относящиеся к интеллектуальной деятельности и к характеру человека).




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru