ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Конспект лекций по философии. Теория общественного договора. Утопия Т. Мора . Духовная сфера жизни общества. Роль религиозного компонента в культуре
Конспект лекций по философии. Теория общественного договора. Утопия Т. Мора . Духовная сфера жизни общества. Роль религиозного компонента в культуре

Конспект лекций по философии. Теория общественного договора. Утопия Т. Мора . Духовная сфера жизни общества. Роль религиозного компонента в культуре

Теория общественного договора

Согласно теории общественного договора: сущность государства: гармонизация примирение интересов людей: Государство рассматривается как надклассовая сила, а все ее другие функции рассматриваются как вспомогательные функции.

Теория насилия: в рамках правоведческой науки: государство возникло как средство поддержания в повиновении завоеванных народов народом завоевателем. Тогда главная функция государства – военная подавление сопротивления как внутреннего, так и внешнего.

Но основной является теория общественного договора.

В 19 веке возникает анархизм отрицающий необходимость государственной власти. Анархизм возникает на русской почве. Смысл теории: гос. власть рассматривается как абсолютное зло для человеческой природы. Т. е. до тех пор пака есть государство будет существовать эксплуатация.

Проблема оптимального государственного устройства. В др. Греции считали, что устройство государства выбирается самими людьми. В другом восточном обществе проблема оптимизации государства не ставиться т. к государству придается сакральное значение (священное) т. е. оно дано свыше и необходимо подчиняться наследственной власти данной от бога. Т. е. формы государственной власти не обсуждаются кроме др. Греции где этот вопрос обсуждался. Наиболее развернутую модель представил Платон. Она далеко уводит от фактических гос. форм: она производит впечатление умозрительной теории. В государстве должно присутствовать 3 части души и 3 сословия: разумная часть – мудрецы, философы, должны править; яростная часть – сословие войнов, стражи должны защищать государство. Вожделеющая часть – сословие ремесленников – обеспечивает материальное благосостояние общества. Два первых сословия не должны иметь не какой собственности, а должны быть на гос. обеспечении. У них не должно быть семьи, а их детей должно воспитывать все общество. Т. е не должно быть ни какой привязанности ни к семье, ни к имуществу. Платон подчеркивает природное неравенство людей о сюда и неравенство в общественном положении. Платон делает ставку на общественный интерес и минимизацию личного интереса. Он считает, что главный упор надо делать на личные качества правителя.

Аристотель предлагает другую модель основанной на личной частной заинтересованности граждан, основанную на личных ценностях. Аристотель считает, что средний класс (по уроню доходов) является основой государства, поэтому он считает, что чрезмерное богатство и нищета говорит о неправильном устройстве государства. Такая же концепция золотой середины и в формах государства: объединение демократии и аристократии (полития) но в деталях так и не придумал. Про монархию считал, что монархия не может иметь хорошие плоды он считал ее худшей формой правления.

Утопия Т. Мора 16 век

Утопия Т. Мора 16 век - (модель идеального государства) – нет частной собственности и за счет этого достигается соц. Равенство. Предусматривает выборное правление но люди избираются по их нравственным качествам. Их власть проникает во все сферы жизни. Труд для всех людей обязателен. Равенство предпологается жесткое, вплоть до одинаковой одежды и жилища. Здесь есть перекличка с идеями Платона

Томазо Компанелло «Город солнца». Он возлагает все надежды на развитие должно достигаться за счет научно технического прогресса. Опять же критика частной собственности, равенство в исключении частной собственности. Власть централизованна, во главе некий метафизик, а его помощники мудрость(наука) мощь(войны), любовь (соц. обеспечение). Люди четко соблюдают свой обязанности, дифф. По профессиям.

Общее во всех утопиях (эпохи возрождения): критика частной собственности. Две последние модели не претендуют на реализацию.

Эпоха просвещения: основная идея:, что идеал общество достижимо и люди станут лучше. Связано с абсолютизацией воспитательного воздействия на человека, соц. воздействия на личность. Это находим у : К. А. Гельвеций, Ж. Ж Руссо (с его концепцией воспитания) Д. Локк (человек будет таим как сделает его воспитание (в детстве воспитатель, потом социум не учитываются биологические задатки человека т. е все равны. ) Такой механицизм характерен для 17 – 18 века + редукционизм и вера в воспитание как следствие. Как следствие этих идей революция во Франции.

Т. Гоббс. Утверждал, что народ может восстать против правителя против гос. устройства (хотя сам был сторонником монархии) Самый радикальный Руссо. Идеальное общество – общество с идеальной правовой системой и исполнительной системой этих законов. Особенно бурно мозговал Монтескье по этой теме. Он проводит мысль об идеальности общества при идеальности законов. Но и законы должны соответствовать духу народов, а он зависти от географии жизни. (т. к. он сторонник географического детерменизма).

Общее общество с идеальной правовой системой, против абсолютной монархии, но нет одной определенной формы государственного устройства (радикализма в полит. Нет)

Бекон вообще утверждал, что править должны ученые (в книге новая Атлантида). И затем эту мысль высказывает Сенсимон.

19. век. 1 Французская буржуазная революция, затем Российская революция и. т. д.

Здесь все выглядит по другому. И данные попытки продолжаются до сих пор но только радикальными силами.

Основные моменты коммунистического идеала: сочетаются мечты о равенстве и о приоритете общественного начала над личным сочетается с экономическим детерменизмом (чисто от Маркса). Главное в комм. Идеале саморазвитие личности, развитие всех ее внутренних задатков. И эконом фактор становиться лишь условием этой реализации личности (с каждого по способностям каждому по потребностям). На российскую модель повлиял русский космизм (Н. А Федорович) конца 19 века. Г. Федоров утверждал, что человек должен побеждать природу т. к. она зло. Земля это стартовая площадка человечества и его дом это космос. Идей Федорова признавались утопичными. Цеалковский был учеником Федорова. От сюда взята идея, что коммунизм это не только преобразование общества но и природы. (В этом наблюдается слияние марксизма и космизма).

19 век. Либеральный идеал. Был разработан в первой трети 19 века: Д. Бентам, Д. С. Милль. Главный принцип: свобода, но она понимается иначе, чем в античности. Речь идет о демократии не непосредственной, а об опосредованной когда она осу при помощи голосовании. Набор свобод гораздо шире: свобода личная, свобода предпринимательства, свобода совести, равенство полов.

Т. е идеал свобода равенство и братство разделилась: соц. – равенство, либерализм – свобода. Это две модели общественной идеальной системы типа системы.

Духовная сфера жизни общества.

Культура: (cultura) возделывание, обработка, уход. Это мир созданных человечеством ценностей и их способы хранения. Это плод сознательных усилий человечества будь то матер. или духовное. Это совокупных и материальных ценностей но это деление условно т. к все матер. ценности имеют свое духовное содержание. Т. е культура это больше духовная жизнь общества.

В понятие культура общества включают: язык, религия, эстетическая сфера, мораль, наука.

Духовная сфера в марксизме определяется как общественное сознание. Здесь выражается зависимость духовной сферы от сфер материальных. Т. е. марксизм формулирует закон: общественное бытие определяет общественное сознание (это один из важнейших законов марксизма). С этим тезисом марксизма спорили многие его современники и потомки. Наиболее полно оспорил этот закон М. Вебер. Т. е многие считают, что определяющим фактором общественного развития является духовная жизнь. (Вебер, франц. Просвещение, Булгаков, Соловьев)

На сегодняшний день плюралистический подход: наиболее приемлем в фил. Мысли несколько факторов важны для развития общества. Но такое утверждение мало полезно на практике. Но и сегодня главную роль отдают духовной сфере как основе общественного развития. П. Флоренский « Культура сходна со словом куль, и главное в ней религиозный священный компонент». Аргумент в пользу этого утверждения: религия самый древней элемент культуры, и наиболее универсальный.

Роль религиозного компонента в культуре:

Религия: 1) вера в наличие сверх естественного компонента бытия (бога), 2. ) это сверх естественное воздействует на жизнь людей 3) есть вера в обратную связь, то, что человек может вступить в контакт с этим сверхестественным (например попросить о чем либо). Соц. Функций у религии много: но наиболее специфичная: функция: психологического утешения (более ни одна сфера культуры не дает этого). В каждый период истории у каждого народа своя форма религии (моно, политеиз, тотемизм). И так же функции религии в различные периоды различны: например объединяющая роль в переходные периоды (см. средневековье) в спокойные периоды – сохранение морали и общественных норм

Атеизм (как отдельное идеологическое течение) возникает в эпоху просвещения (французские материалисты Ф. Вольтер) французские революционеры. Но только марксизм заявил, что религия это опиум для народа.

20 век можно характеризовать как век богоискательства идет тенденция поиска подходящей религии и ее формы.

Эстетическая сфера духовной жизни общества.

Наиболее оформленной частью эстетического в обществе является искусство.

Понятие эстетика ввел А. Баумгартен. Он под эстетикой понимает низший связанный с чувственным уровнем познания. У Гегеля эстетика – это наука о закономерностях искусства. Эстетическое отношение универсально оно пронизывает все сферы жизни.

Сущность эстетического отношения: отношение основанное на чувствах, эмоциях, и в этом смысле оно присуще даже животным *например сорока любит блестящие предметы). Второй момент то, что это эстетическое отношение строится на представлении об идеале (идеал интерпретируется как прекрасное, красота) Т.е. эстетика наука о закономерностях прекрасного.

Существует несколько концепций прекрасного:

1. От Платона (объективно - идеалистическое) прекрасное это отражение абсолютное красоты находящейся вне имперического мира (у Платона это отражение мира эйдосов).

2. От Сократа, Аристотеля, Пифагора – она соотносится красоту либо с пользой как у Сократа (Прекрасно то, что соотносится со своим назначением), либо как по Аристотелю «Прекрасное заключено в гармонии и мере» (данное положение идет от др. греческого искусства, культуры). Затем такая позиция не явно прослеживается в классицизме 17, 18 веков она наиболее близка к Аристотелю. Кульминация достигает в эпоху просвещения, когда под прекрасным понимается единый образец прекрасного и это является идеалом (т.е. красота может быть только одна) По этой концепции красота объективна она не зависит от вкусов и оценок. А противоположная крайность далее

3. Субъективизм (популярен в конце 19 начале 20 веков). Б. Круче, Э Гартман. Смысл концепции в том, что в объективной реальности нет не прекрасного ни безобразного, а все эстетические оценки зависят от субъекта. т. е. то, что мне нравиться то и прекрасно, т. к эстетического идеала в данной концепции не существует.

Какова же специфика искусства???

Искусство это сфера деятельности, в которой главной целью является создание эстетической ценности. Искусства одна из древних форм чел. деятельности.

Сой функции искусства –

1) эстетическое: в худ. деятельности выражается мнение субъекта о должном, об идеале.

2) Познавательная (когнитивная) функция: здесь единицей познания является художественный образ, ну а образ более конкретен, чем научные понятия. Т. е. в искусстве идет движение от конкретного к абстрактному.

3) Воспитательная функция – искусство воспитывает эмоции, нравственность (но не всегда). Еще Аристотель говорил, что человек испытывает очищение (духовное) через восприятие искусства (театр)

4) Коммуникативная функция: коммуникация осуществляется разного рода: художника с тем, кто воспринимает произведение (через произведение искусства не прямое общение). Коммуникация воспринимающих искусство людей (при обмене мнениями об искусстве, плюс понимаете внутреннего мира через восприятие искусства)

В искусстве важно сочетание формы и содержания: под формой надо понимать приемы и средства, которыми пользуется автор, а под содержанием те чувства и идей которые выражает произведение искусства.

Функции искусства выступают на первый план в зависимости от исторической эпохи. От суда разные концепции происхождения искусства. Например, Л. Толстой считал, что искусство возникло из потребности сопереживания. Ф. Шиллер развивал игровую концепцию происхождения искусства. На сегодняшний день очень много субъективистских подходов: т. е. искусство – это самовыражение художника (но это уже примета времени). Но в 20, 21 веке велика развлекательная функция искусства.

Чернышевский определяет прекрасное как: «Прекрасное есть жизнь соответствующая нашим представлениям о том, какой она должна быть»

Идеал красоты наиболее синтезный из всех выработанных человеком идеалов. Эстетические вкусы выражают культурный уровень, выражает историческую эпоху, социальные стереотипы и вкусы, и эстетический вкус определяет психо-физиологические особенности человека.

Компонент культуры – мораль.

Мораль как социальный феномен и как качество личности.

Mos – нрав.

Этика – наука о морали.

Наиболее молодая сфера духовной жизни. Возникает с переходом к соц. расслоению. Т. е. когда индивид начинает осознавать расхождение собственных интересов с интересами социума. Мораль – это форма гармонизации личных и социальных интересов.

Мораль очень специфическая форма регуляции отношений: это регуляция осуществляется только в духовной сфере (поощрение и порицание – это все санкции морали). Единственная форма духовной жизни не имеющая общественных институтов. Она пронизывает все сферы общественной жизни, она универсальна.

Мораль рассматривали философы с древности. Одна из первых этических систем «Никомахова этика» Аристотеля. Он развивает свою концепцию добродетели заключенную в золотой середине между двумя пороками (трусость и безрассудство пороки, а храбрость добродетель).

Золотое правило нравственности сформулировано в конфуцианстве: «Поступай с другим как хочешь, что бы поступали с тобой». Но это правило справедливо только в простых случаях (например, человек морж засунет в прорубь друга, желая ему добра).

Этика Канта: Он сформулировал категорический императив морали: «Ни когда не относись к человеку ни в своем лице, ни в лице всякого другого только как к средству, но всегда так же как к цели». «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

На сегодня мораль рассматривают как социальный феномен, так как это наиболее эффективная форма регуляции общественных отношений. Единицей морального поведения является моральный поступок, т. е какое то действие или уклонение от него совершаемое с участием сознания и воли и затрагивающей интересы людей. В поступке выделяют три компонента: мотив, цель и результат. Мотив это внутренне побуждение к поступку. Цель – это изменение, которое хочет внести своим поступком в окружающий мир субъект. Результат – это те изменения, которые реально вносятся в мир этим поступком.

Наиболее оформленной частью эстетического в обществе является искусство.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru