Конспект лекций по философии. Тенденции философии эпохи возрождения. Французское просвещение. Философия нового времени
Возрождение
Три тенденции философии эпоха возрождения:
- гуманизм
- неоплатонизм
- натурфилософия
Эпоха возрождения раздвинула человеческие горизонты так как ни когда прежде. Многие географические открытия и изобретения появились на свет в это время. Появляются первые ростки буржуазных и кап. отношений в Италии. Появляется светское образование. Секуляризация – освобождение общества от опеки со стороны церкви. В эту эпоху складываются отношения на отделенное от церкви развитие науки
Идейные истоки философии возрождения:
- в античной философии и в средневековом гуманизме. Интерес к античной культуре был первостепенен. Деятели возрождения мечтали возродить античную философию и культуру. Впервые это понятие «возрождение» употребил Д. Возари. В это время античную философию и культуру рассматривали как идеал. Античный неоплатонизм, возникший на закате античности, вспыхивает возрожденческим неоплатонизмом. Идеи синтеза очень важны для этой эпохи.
- средневековый гуманизм: Данте (12 век) предтече гуманизма эпохи возрождения. Его комедия входит за круг очерченных принципов средневековья. Основные моменты: удивительное отношение к потусторонней и земной жизни человека, земная жизнь это ценность, к ней необходимо относиться бережно и сокровенно. Второй тезис: достоинство человека определил не условностью принадлежности, а его доблестью, личными качествами и заслугами.
Ф. Петрарка – первый гуманист.
Гуманизм – широкое идейное течение, провозглашающее человека венцом творения и высшей ценностью. В единстве своих природных, духовных, физических качеств человек достоин счастливой жизни в этом мире. Важнейшие качества человека, наиболее ценимые гуманистами: свобода и творчество. Человек свободен и способен творить. И эта свобода означает, что господь сделал человека сотворцом. Человек является творцом мира культуры. В гуманизме находим новое понимание человека, это понимание связано с отказом в восприятие человека как существа страдающего, ищущего спасения души, и провозглашением идеи человека как творца, творящего мир культуры и самого себя.
Пико Делла Миранделла один из представителей гуманизма. Он провозгласил новое в понимание человека. «Господь создал человека и велел человеку самому творить себя». В рамках гуманизма рождается упоение человеком, желание оправдать человеческую телесность, но так же появляется у М. Фичино идеи обожествления человека: «Человек настолько прекрасен, что художники изображая бога используют человека как модель. Человек соравен богу, человек тоже бог». Нет запретов, возникает вседозволенность и т.д.
Неоплатонизм:
Родилось данное понятие в 3 веке н.э. Основные представители: Плотин, Ямвлих, Пикрокл. Основная концепция бытия (онтология неоплатонизма): бытие – единство единого ума и души. Объяснение бытия заложили концепции эманации (истечения). Из единого истекает мир, душа и т.д. Эта идея неоплатонизма была воспринята в эпоху возрождения: Н. Кузанский, М. Фичино. Заложено идея единство мира и бога, единства доходящего до отождествления, мир и бог не противостоят друг другу.
Теизм
Бог *
Мир
Пантеизм (бог растворен в мире)
* *
Кузанский утверждает, что бог, как абсолютный максимум присутствует в любой частице природы, и следовательно совпадает с абсолютным минимумом. Основная идея совпадения противоположностей (диалектика).
Философия нового времени.
(17 – середина 19 века)
В философии нового времени можно выделить несколько подэтапов:
1. Этап разработки методов философии (17) Бекон, Декарт
2. 18 век. Век просвещения в основном Французы: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольтбах, Лимитри, Гельвеций.
3. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель и др.
Проблема методов философии. Почему эта проблема становится для науки и для философии на первое, ключевое место? Это обусловлено несколькими причинами: буржуазная революция, развитие материального производства и оно требует развития науки и следовательно проблема науки выходит на первый план. И Декарт и Бекон обнаруживают, что схоластический мир не был изжит в эпоху возрождения: а это а) безоговорочная вера в авторитет, б) отсутствует эксперимент, уход в умозрение и это все тормозило развитие науки. К тому времени было уже много открытий, но они были не систематизированы следовательно науки не хватало метода для прогнозирования и систематизации науки. И проблемой метода занялись Бекон и Декарт. Бекон разработал эмпирический метод (новый арганон), а Декарт разрабатывает рационалистический метод. Оба понимают, что без философии наука не может дальше двинуться. И этот союз наиболее сильно заявил о себе в это время.
Бекон:
«Новый органон» у Аристотеля было произведение «Органон»: Беконовские интенции связаны с отрицанием авторитета Аристотеля. Силологизм Аристотеля не достаточен для современной науки, необходимо разрабатывать индуктивный метод. В «новом органоне» 2 части, в первой критика схоластики (он пишет, что схоластика бесплодна, схоласт уходит в отпеченное умозрение, а наука должна быть опытной и экспериментальной, во второй разработка методов полной индукции. Идолы человеческого разума: Бекон говорит, что не только схоластика мешает своими идолами, но и человеку присуще некоторые заблуждения, и человек должен относиться к себе критически: он выделяет 4 идола:
1. Идол рода: находит основание в самой природе человека, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей … уму уподобляется неровному зеркалу … отражает вещи в искривленном виде. (человек разумен и обладает целепологанием и перенося это на природу: в ней все разумно и целепологаемо, у Аристотеля форма всех форм это бог (телеологоия – учение о целесообразности). Бекон выступает против целесообразности в природе, в ней нет целепологания. И не стоит объяснять мир как самих себя)
2. Идол пещеры: суть заблуждения отдельного человека, каждый из нас сидит в своей пещере, и он видит мир только из своей пещеры, и он говорит, что надо убрать шоры человека. Он критикует субъективизм. Надо критично относиться к своим взглядам.
3. Идол площади: важно употреблять понятия в их истинном значении. Надо договориться о смысле употребления понятий, и после этого можно вести диалог.
4. Идол театра: солько написано пьес и сколько их сыграно, ученый не должен уподоблять актеру и играть чужие роли. Ученый должен критически воспринимать любые теории, иначе он превратиться в марионетку.
Индукция –, что отличает Беконовскую индукцию? Научное знание выражается в понятии. А понятие может быть ложное или истинное. Понятие – это обобщение. Ошибка схоластики – поспешность в обобщениях. Ответ на вопрос: индукция по бекону носит полной характер. По мнению Бекона надо искать факты не подтверждающие гипотезу, а наоборот, отрицающие её.
Декарт:
Исходная позиция построения науки. Он говорил, что существующее научное знание бессистемно. И важно выкинуть ложное и оставить истину. И важнейший момент: сомнения в науке. У Декарта в отличие от Бекона сомнения находится в самом начале философствования. По мнению Декарта, философия не дает достоверное знание, и противопоставляет философию математике. Он старался найти то достоверное основание, из которого все можно выводить. Он предлагал сомневаться во всем. Он говорил, что сомневаться не нужно только в факте нашего сомнения. Поскольку сомнение это акт нашего мышления. Следовательно, мы не можем сомневаться в нашем мышлении. И наше мышление более достоверно, чем окружающий мир. И как итог: мыслю, следовательно, существую.
Учение об интеллектуальной интуиции. Развитие мысли, непосредственно минуя обсуждение.
«Рассуждение о методе» и «Правило для руководства ума»: основные работы Декарта.
Четыре правила сформулировал Декарт для научного поиска:
1. За истину принимать только то, что представляется с полной очевидностью, и не вызывает никаких сомнений. (критерий истины в самом человеческом мышлении, мышление гарантия истинности.)
2. Каждую сложную задачу необходимо делить на столько частей, на сколько это возможно. (Вычленение элементов сложного)
3. В решении методично переходить от простого к сложному, не перескакивая этап.
4. Делать постоянные перечни того, что сделано самим и другими.
У Декарта особая философская позиция: дуализм. Монизм: позиция, когда признается в качестве первоначало либо дух, либо материю. А дуализм признает и дух и материю.
Французское просвещение
Эпоха просвещение: отличается апофеозным разумом. Еще ни когда человеческий разум и его всесилие не восхвалялись. Признавалось всесилие разума. На разумных основаниях можно построить общество. Разум надо разбудить и тогда исчезнут предрассудки, религия и все будет хорошо (и это родило лозунг: свобода, равенство и братство).
Но во всесилии разума усомнился Кант.
Похожие материалы |