ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Конспект лекций по философии. Немецкая классическая философия. Философия истории Гегеля
Конспект лекций по философии. Немецкая классическая философия. Философия истории Гегеля

Конспект лекций по философии. Немецкая классическая философия. Философия истории Гегеля

Немецкая классическая философия:

Кант, Гегель и Фейербах)

Особенности формирования: в Германии оставался феодальный строй, и она была раздробленной, в то время как в других странах уже появились признаки буржуазного строя. Философия Канта – это революция, совершаемая мыслителями. Кант повернул философию в новое русло. Он стал поворотной фигурой в философии. Несмотря на отсталость развития, философская мысль в Германии была на высоте.

Особенности немецкой философии:

1. Кантом и Гегелем была разработана проблема активности человеческого сознания, сознание активно, внутренне активно, и кант исследует этот вопрос

2. Развитие диалектики. (Прежде всего, у Гегеля произошло развитие диалектики)

Это философия преимущественно идеалистическая. Единственный материалист: Фейербах.

Немецкий идеализм был своеобразной реакцией на французский материализм, который оставался все еще механистическим. И некоторые вопросы не раскрытые в ней разрешились в немецкой классической философии.

Кант – родоначальник немецкой классической философии. (1724 – 1804). Докретический период – примерно до 70-х годов. В 1781 году опубликована «Критика чистого разума» («Критика практического разума» «Критика способности суждения»)

В докретический период: Кант натурфилософ, естествоиспытатель. Его интересуют вопросы космологии. Он тяготеет к материализму. Основное сочинение «Естественная история и теория неба». Кант сформулировал теорию возникновения солнечной системы (Небулярная теория). Метод исследования проблемы в данной теории был диалектический. Кант впервые поставил вопрос о процессе возникновения солнечной системы, он рассматривает её ни как данность, а как произошедшую от куда-то. Это была революция. Кант в этот период – диалектик и это его достижение в этот период.

Критический период: широко известно: основные три вопроса:

1. что я могу знать

2. что я должен делать

3. на что я могу надеяться

Ответы на эти вопросы отвечают на вопрос что такое человек.

Есть ли границы человеческого разума? На это он отвечает в критики чистого разума.

Что я должен делать? Этот вопрос из области морали, нравственной философии. И ответом на этот вопрос стала «Критика практического разума»

Критика способности суждения – посвящена проблемам этики.

Что я могу знать? «Критика чистого разума». Первый принцип – априоризм (доопыта), второй – агностицизм (сущность объективной реальности).

Априоризм: имеет глубокие философские корни: Платон, Декарт. Кантовские априори отличаются от учения об врожденных идеях. У Канта врожденные формы созерцания.

Познания начинается с чувственного восприятия. Чувственное познание не дает нам степени всеобщности того знания которое мы получаем. Оно всегда фрагментарно, ограничено. Нет степени всеобщности. Этой степени мы можем достигнуть на уровне научного познания. И образцами для канта научного познания является: математика и теоретическое естествознание. Благодаря чему они достигают этого уровня всеобщности. Кант говорит, что на этом уровне познания используются априорные (доопытные) формы созерцания и мышления. К априорным формам чувственного созерцания Кант относит пространство и время. А к априорным формам мышления он относит количество качество, отношения и модальность. Математика развивается благодаря чувственным формам познания, теоретическое естествознание благодаря априорным формам мышления. Рассудок не черпает законы из природы, а предписывает их ей. Поэтому что по Канту априорные формы чувственного восприятия и мышления позволяют нам упорядочивать действительность, предписывать ей некоторые законы. Кант занимает позиции субъективного идеализма. Это положение важно для понимания следующего принципа – агностицизма.

«Вещь в себе» - это объективная реальности. Вещь сама по себе. Кант говорит, что мы можем познать явление этой вещи нам, то как она нам является. Мы не можем познать ее сущность, она не познаваема. Сущность за пределами человеческого познания. По существу он познает то, как ему вещь является. (Человеческий рассудок предписывает законы природе). Рассудочное познание – уровень научного познания. Разум – сфера философии, в этой сфере раскрываются последние причины и начала. В пределы разума Кант помещает проблемы души, космологии и проблемы Бога. Эти проблемы решает разум. Ни какие научные способы доказательства бытия Бога не состоятельны. Т.е. рассудок не в состоянии решить эту проблему. И идеи Бога Кант выводит из нравственности. И он провозглашает проблемы автономности нравственности. Кант открывает антиномичные утверждения (взаимоисключающие положения) в мышлении. И это указывает на то что он диалектик.

Моральная философия «Критика практического разума». Учение Канта об основании нравственности и формулировка категорического императива. Кант говорит, что не стремление к счастью и т.д. не является основанием для нравственного поступка. Такой поступок будет легальным (основанным на сострадании и т.д.). Нравственный поступок по Канту базируется на чувстве долга. Этика долга представлена в данном произведении. Кант сформулировал категорический императив (требование, не терпящее возражений). Кант говорит, что человек не средство, а цель. Он состоит в том, что «Поступай так, что бы максима твоей воли могла быть основой всеобщего законодательства». «Поступай так, как хочешь чтобы поступали с тобой». Поступок человека не должен ущемлять свободы другого человека. И как нравственное существо человек приходит к Богу. Т.е. от природы человек нравственное существо.

Гегель:

Объективный идеалист. Создал систему объективного идеализма. Три основные элемента системы:

1. Логика. – «Логика». Большая и малая.

2. Философия природы – «Философия природы».

3. Философия духа – «Феноменология духа»

Принцип тождества мышления и бытия. Причиной начала всего по Гегелю: наличие некоторого мирового разума, некая идея существующая изначально. Это объективное мышления, и оно как свиток разворачивается, и разворачиваясь он проходит несколько этапов. На первом этапе – разворачивается внутренне бытие идеи, на втором она отчуждает его от самой себя, познавая природу, на третьем этапе происходит познание духа, вернувшись к самой себе.

Гегель диалектик, он говорит о саморазвитии абсолютной идеи. У Гегеля есть предел саморазвития. У Гегеля есть противоречие между методом и системой: система закончена, а метод диалектичен.

2 категории: бытие и ничто. И эти две категории совпадают. Т.к. в бытие нет ни чего. И совпадение этих двух совпадений рождают третью категорию – становление. Затем появляется наличное бытие. Далее в логику вводиться сущность. Затем «понятие». И идея и абсолютная идея

Природа: здесь абсолютная идея постигает себя в конкретном. Гегель приходит к взаимосвязи пространства и времени и т.д. Он очень глубок в проработке философии природы. Познав себя в форме природы

Дух развивается в 3 формах (далее в подформах):

1. Субъективный дух: антропология, феноменология, психология.

2. Объективный дух: право («Философия права» провозглашает требования уважения лица в другом, подчеркивая значение частной собственности), мораль (Это внутренне состояние человека связанной с осознанием внутренней свободы человека), нравственность (некая характеристика общественного сознания: 1 ступень развития нравственности – семья, 2 ступень – гражданское общество, 3 ступень высшая – государство)

3. Абсолютный дух: существует последовательно: искусство, религия и философия. Абсолютная идея завершает свое развитие в философии.

Бытие стало тождественно духу: все действительное стало разумно (после прохождения трех кружочков).

Философия истории Гегеля: осмысливал развитие человечества, говорил о всемирной истории, это доведено у него до логического завершения. Всемирная история это шествие мирового разума, который идет с востока на запад. После Гегеля всемирная история уже не вызывала сомнения. Но Гегель говорит для чего это всемирная история: ее смысл в полной абсолютной реализации свободы: от полной свободы одного царя Хаммурапи на востоке, степень свободы возрастает в греческом и римском мире: там уже есть свободное население. Далее германский мир: благодаря христианству (в прусской монархии) реализуется свобода целиком.

Хитрость мирового разума – термин Гегеля: на самом деле люди ставая цели и идут к ним, но на самом деле историю совершают выдающиеся люди, таких людей мало: Александр Македонский, Цезарь, Наполеон. По Гегелю они сделали историю. Через таких людей действует мировой разум. И именно он вершит свою волю.

Фейербах: материалист в отношении природы. По нему материя существует объективно, а сознание это отражение объективной реальности. В отношении человека: Фейербах определяет сущность человека как природное существо, принадлежащее к некому виду (т.е. человек природное существо. Маркс говорит, что сущность человека состоит в совокупности всех общественных отношений (т.е. человек социальное существо). Отношении к религии: для Фейербаха религия это связь человека с богом. Фейербах проанализировал истоки религии, в этом его заслуга. В целом фр. Материалисты оценивали религию как суеверие (сон разума рождает чудовищ т.е. разум надо разбудить). А Фейербах определяет религию как: корни религии: (человек творит Бога по своему образу и подобию) т.е. есть психологические и логические корни религии, социальные корни религии: отчужденность человека от социального бытия (необходимо заниматься реальным бытием человека. Религия – это иллюзорная связь (на самом деле человек придумал эту связь, а иллюзиям предаваться нельзя, реально может быть связь человека с человеком, и от сюда он переходит к социальной философии, а высшее проявление этой связи – это любовь) Следовательно на место религии он ставит связь между людьми. Т.е все человеческие отношения должны строиться на основе любви. В социальной философии он идеалист. Т.е в трактовке природы и человека он материалист. А в отношении общества он идеалист. В основе общества он видит идеалистические основы. На место Бога он хочет поставить любовь.





Похожие материалы



 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru