Оптимизация ассортимента однородной группы товаров
С целью практической апробации метода растягивания ассортимента товаров, разработанного проф. Киселевым В.М проведен оптимизационный эксперимент.
Анализу подвергалась однородная товарная группа «Алкогольные напитки». Данная товарная группа составляет в суммарном товарообороте анализируемого предприятия розничной торговли около 20-30%.
Немаловажную роль в выгодном позиционировании этой товарной группы и самого предприятия розничной торговли в целом играет логично выстроенный разнообразный ассортимент товаров, ее составляющих и политика ценообразования на эти товары.
Для тех предприятий розничной торговли, которые считают данную товарную категорию существенным аргументом в конкурентной борьбе за лояльность целевой покупательской аудитории, целесообразно организовать наполнение данной товарной категории от 1000 до 2500 товарных артикулов (при средних значениях размеров площади предприятия розничной торговли);
В исключительных случаях наполнение данной товарной категории можно осуществлять и выше указанных параметров, например 7000 товарных артикулов напитков для крупных предприятий розничной торговли, ориентируясь на показатели дифференциации товарных артикулов в понимании целевой покупательской аудитории, конкурентное окружение, экономику товарного движения этой товарной категории и здравый смысл.
Для тех предприятий розничной торговли, которые не считают данную товарную категорию как аргумент конкурентного преимущества перед другими предприятиями розничной торговли, считается целесообразным наполнение данной товарной категории до 100-300 товарных артикулов.
При анализе товарной группы «Алкогольные напитки» сортировка товарных артикулов проводилась по принципу Эйзенхауэра. В практике категорийного менеджмента такой прием является методически правильным и называется АВС - анализом. Такая методика достаточно апробирована в целях повышения эффективности сбыта и обладает высокой эффективностью с точки зрения доходности торговой деятельности при снижении транзакционных и общих издержек обращения, что является для компании наиболее важным фактором повышения эффективности коммерческой деятельности компании в краткосрочный период.
Рисунок 1 – Распределение розничных цен товарной группы «алкогольные напитки»
Рисунок 2 - Формализация данных о распространении товарной субкатегории «алкогольные напитки» в разных ценовых сегментах.
В ходе проведенного анализа ценового распространения категории «напитки» и дальнейшей формализации этих данных были выявлены следующие моменты:
- Товарная группа «алкогольные напитки» представлена четырьмя ценовыми уровнями: «премиум», «выше среднерыночного», «среднерыночный», и «ниже среднерыночного». Для каждого- ценового уровня построены линии тренда, которые позволили сделать вывод о неэффективном управлением ассортиментом данной группы.
- Характер кривой линии тренда артикулов уровня «премиум» позволяет судить о том, что по мере уменьшения цены объем продаж данной группы товарных артикулов снижается. Поэтому целесообразно провести элиминирование товарных артикулов, попавших в сектор С.
- Характер кривой линии тренда артикулов «выше среднерыночного» уровня позволяет судить о том, что по мере уменьшения цены объем продаж данной группы товарных артикулов снижается. Поэтому целесообразно провести элиминирование товарных артикулов, попавших в сектор С.
- Характер кривой линии тренда артикулов «выше среднерыночного» уровня позволяет судить о том, что по мере уменьшения цены объем продаж данной группы товарных артикулов снижается. Поэтому целесообразно провести элиминирование товарных артикулов, попавших в сектор С.
- Характер кривой линии тренда артикулов ниже среднерыночного уровня позволяет судить о том, что при практически неизменном уровне цены объем продаж снижается. Складывается своеобразная линия покупательского безразличия. Целесообразно провести элиминирование товарных артикулов, попавших в сектор С.
Казанцев А.А. г.Новокузнецк
Список источников:
1. Киселев В.М. Теоретические основы концепции паритета потребностей и методологии формирования ассортимента товаров// Эксклюзивный маркетинг, 2006.- №3.- С. 32-42
2. Киселев В.М., Казанцев А.А., Трошкин Б.Ю. Систематизация и анализ рациональности структуры торгового ассортимента супермаркета// Эксклюзивный маркетинг, 2006.- №3.
Похожие материалы |