ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Финансовый менеджмент Лекции по финансам предприятия (Конспект)
Лекции по финансам предприятия (Конспект)

Лекции по финансам предприятия (Конспект)

Лекции по финансам предприятия

Тема: Возникновение финансов и их связь с государством

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Данные отношения были развиты лишь в армии. С развитием докапиталистического способа производства доля натуральных повинностей и сборов резко сократилась, и все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

Начиная с 16-17 веков расходы и доходы капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. В конце 19-начале 20 столетия основная доля расходов капиталистических государств приходилась на милитаризацию (военные цели). После второй Мировой Войны в структуре государственных расходов произошли существенные изменения:

- резко сократился удельный вес расходов на милитаризацию и одновременно увеличился удельный вес и абсолютная сумма расходов на соц. цели (образование, медицина, соц. страхование);

- увеличилось вмешательство государства в экономику: увеличились государственные капитальные вложения в электроэнергетику, газовую, угольную отрасли промышленности и на поддержку с/х (стратегические отрасли);

- государство активно помогает монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии;

- появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды.

Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов – главного метода мобилизации ресурсов в доходную часть государственного бюджета. На рубеже 19-20 столетий доходная часть государственного бюджета формировалась в основном за счет косвенных налогов. В 20 веке возрастает роль прямых налогов в первую очередь за счет подоходного налога с физических лиц. В 70-е гг. возрастает роль косвенных налогов в первую очередь за счет НДС и акцизов.

Тема: Социально-экономическая сущность и функции финансов

Финансы представляют собой экономические денежные отношения, связанные сформированием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Под централизованными финансами понимаются экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государством. Под децентрализованными понимаются денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений. Однако, не всякие денежные отношения выражают финансовое выражение. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого, прежде всего, измеряются затраты труда. А финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП и национального дохода (НД).

ВВП – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

НД = ВВП - потребленные в процессе производства орудия труда и средства производства.

Финансы выражают денежные отношения, которые возникают:

- между предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей и в процессе реализации товаров и услуг;

- между предприятиями и государством при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

- между государством и населением при внесении гражданами налогов в бюджетную систему;

- между предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

- между отдельными звеньями бюджетной системы страны;

- между предприятиями, гражданами и системой страхования при уплате ими страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая;

- между предприятиями, гражданами и кредитно-банковской системой при получении кредитов и уплате за это процентов или при внесении временно свободных средств на депозитные счета кредитных учреждений и получении за это процентов.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание основных или первичных доходов. Основные доходы делятся на 2 группы: 1) з/п рабочих, доходы крестьян, фермеров, занятых в сфере материального производства; 2) доходы предприятий сферы материального производства. Однако, первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. Это связано: 1) с существованием на ряду с производственно непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается; 2) с необходимостью межотраслевого и межтерриториального перераспределения средств.

Финансы также выполняют контрольную функцию. Они объективно отражают ход распределительного процесса. Эта функция проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и в контроле за их расходованием по целевому назначению.

Темы: Финансовая политика

Фин. политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию фин. ресурсов, их распределение для выполнения государством его функций.

Главная задача фин. политики – обеспечение соответствующими фин. ресурсами реализации той или иной государственной программы экономического и социального развития.

Результативность фин. политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретные исторические условия и особенности жизни. Кроме того, успех фин. политики зависит от разработки механизма согласования интересов различных слоев и групп общества и имеющиеся у государства объективных возможностей.

Использование того или иного типа фин. политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и соц. сферы и с интересами правящих партий и соц. групп.

Анализ, применявшийся различными государствами фин. политики, позволяет выделить три ее основных типа: классическая, регулирующая, планово-директивная.

До конца 20-х гг. 20-го столетия основным типом фин. политики большинства стран был классический ее вариант. Такая фин. политика была основана на трудах классиков политической экономии Смита, Рикардо и их последователями. Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хоз. процессов. Система управления фин. деятельностью была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления – Министерстве Финансов.

К концу 20-х гг. подход фин. политики изменился. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей фин. политике. В ее основу были положены экономическая теория Кейнса и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством развитие экономики. Изменилась система управления финансами: вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных специализированных органов, выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов и управлением государственным долгом.

В 70-е гг. в основу фин. политики была положена стратегия, связанная с неоклассическим управлением в экономической теории. Эта разновидность фин. политики не отказывалась от регулирования как ее цели, но ограничивала вмешательство государства в экономику и соц. сферу.

Планово-директивная фин. политика применялась в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Цель фин. политики в таких условиях – обеспечение максимальной концентрации фин. ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основной задачей фин. механизма было создание инструментов, при помощи которых производилось изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом фин. ресурсов. Изъятие производилось у государственных предприятий, населения и у органов местной власти.

Отказ в конце 80-х гг. от монополии государственной собственности на средства производства стал причиной кризиса фин. политики СССР. Свидетельством этого кризиса являются:

- огромный дефицит бюджета;

- нарастающая эмиссия денег и сопутствующая ей инфляция;

- рост внутреннего и внешнего долга государства;

- наличие большого количества убыточных предприятий;

- рост незавершенного строительства;

- кризис платежей.

Основа современной фин. политики РФ – это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности, переход к смешанной экономике. Главные задачи фин. политики в условиях современных преобразований в нашей стране:

1) обеспечить материально эти преобразования;

2) смягчить соц. напряженность в обществе и трудности перехода от одной системы хозяйствования к другой;

3) снижение дефицита федерального бюджета до нормального уровня (до 3% ВВП), чтобы его финансирование за счет источников не тормозило экономическое развитие страны и способствовало снижению инфляции.

Тема. Управление финансами

Управление финансами осуществляются через сложившуюся систему отношений и обусловлено историческими, экономическими и политическими условиями. Круг фин. отношений, входящих в сферу управленческих функций государства, определяет экономический строй государства или системы хозяйствования. В странах с развитой рыночной экономической большая часть фин. отношений находится вне управления государством, т.к. основная часть фин. ресурсов формируется и используется их собственниками по своему усмотрению. Государство лишь воздействует на эту сферу фин. отношений через налоговую политику, через регламентацию кредитных отношений, через систему государственной поддержки. В сферу непосредственного государственного управления входят лишь государственные финансы. В РФ за последние годы создана новая система управления финансами, которая постоянно совершенствуется. Управление финансами осуществляет, прежде всего, высшие органы государственной власти и управления. Это управление имеет место при рассмотрении и утверждении проекта федерального бюджета и утверждении отчета о его исполнении.

Важнейшие управления Министерства Финансов РФ:

1) Бюджетное управление, которое составляет проект фед. бюджета.

2) Отраслевые управления финансирования народного хозяйства.

3) Контрольно-ревизионное управление (КРУ).

4) Вновь созданное управление исполнения бюджета – казначейство, которое отвечает за кассовое исполнение бюджета.

5) Управление налоговых реформ.

6) Управление государственных ценных бумаг.

7) Департамент страхового надзора.

Важная роль в мобилизации налогов принадлежит государственной налоговой службе и департаменту налоговой полиции, которые осуществляют контроль за правильным и своевременным перечислением юр. и физ. лицами налогов в бюджетную систему. На предприятиях различных форм собственности управление финансами осуществляют планово-финансовые отделы и управления, которые составляют бизнес-планы, включающие в качестве составной части фин. планы предприятия.

Тема. Финансовый контроль (финансовый контроль )

финансовый контроль – это контроль законодательных и исполнительных органов власти, а также специально созданных учреждений за фин. деятельностью всех экономических субъектов с применением особых методов.

финансовый контроль можно условно классифицировать по ряду критериев.

1. По времени проведения:

1) предварительный

2) текущий

3) последующий

2. По субъектам контроля:

а) государственный финансовый контроль:

1) президентский

2) контроль представительных органов власти

3) контроль исполнительных органов власти

4) контроль финансово-кредитных органов

5) ведомственный

б) негосударственный финансовый контроль:

1) внутрихозяйственный

2) аудиторский

3. По форме проведения:

1) обязательный

2) инициативный

4. По методам проведения:

1) проверки

2) обследования

3) надзор

4) анализ фин. деятельности

5) наблюдения (мониторинг)

6) ревизии.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения фин. операций и имеет важное значение для предупреждений фин. нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности фин. программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходование средств.

Текущий финансовый контроль проводится в момент совершения денежных дел, фин. операций, выдачи ссуд, субсидий и т.д. Он предупреждает возможное злоупотребление при получении и расходовании средств и способствует соблюдению фин. дисциплин.

Последующий финансовый контроль проводится путем анализа отчетной, финансовой и бухгалтерской документации и предназначен для оценки результатов фин. деятельности и сопоставления фин. планов с результатами оценки.

Проверки. В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы фин. деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий круг финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его фин. состояния и возможных перспектив развития.

Надзор проводится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на проведение какого-либо вида фин. деятельности, и предполагает соблюдение установленных ими правил и нормативов. Несоблюдение установленных нормативов влечет за собой отзыв лицензии (ЦБ выдает лицензию коммерческим банкам).

Анализ фин. деятельности как разновидность финансовый контроль предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов фин. деятельности, оценки фин. состояния и обеспеченности собственного капитала.

Наблюдение (мониторинг) – это постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и за фин. состоянием предприятия клиента. Неэффективное использование полученной ссуды или снижение платежеспособности клиента может привести к ужесточению условий кредитования или к требованию досрочного возврата ссуды.

Ревизия – это наиболее полный и всеобъемлющий метод финансовый контроль, это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью оценки ее законности, правильности, целесообразности и эффективности. Результаты ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению выявленных нарушений, по возмещению материального ущерба и по привлечению виновных к ответственности.

Негосударственный финансовый контроль. К негосударственным видам финансовый контроль относятся внутрихозяйственный и аудиторский контроль. Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится самим предприятием его экономическими службами – бухгалтерией, фин. отделом, службой фин. менеджмента – за финансово-хозяйственной деятельностью своего предприятия, его филиалов и подразделений. Внутрихозяйственный финансовый контроль можно разделить на оперативный и стратегический. Оперативный проводится гл.бухгалтером в процессе повседневной хозяйственной деятельности. Подпись гл. бухгалтера обязательна на всех денежных документах. Стратегический финансовый контроль предполагает разработку оптимальных решений по использованию фин. ресурсов и по вложению капитала. С конца 80-х гг. в РФ возник новый вид финансовый контроль – аудиторский. Основные задачи аудиторского контроля:

1) установление достоверности бухгалтерской, фин. отчетности и соответствия произведенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в РФ;

2) проверка платежно-расчетной документации налоговых деклараций и других фин. обязательств и требований проверяемых экономических субъектов.

Аудиторские службы могут оказывать и другие услуги: постановку и ведение б/у; составление бухгалтерской отчетности и декларации о доходах; анализ и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности; обучение работников бухгалтерских служб; консультирование в вопросах финансово-хозяйственных законодательства. Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной. Обязательной аудиторской проверке подлежат: все банки; страховые организации; биржи; внебюджетные фонды; все предприятия, созданные в форме ОАО; предприятия, имеющие в уставном капитале долю, принадлежащую иностранным инвесторам. Кроме того, ежегодному аудиторскому контролю подлежат предприятия, отдельные фин. показатели которых превышают критерии, установленные правительством. Результат аудиторской проверки оформляется в виде заключения аудитора, которое может иметь 4 варианта:

1) заключение без замечаний – аудитор подтверждает достоверность показателей фин. отчетности и бухгалтерского баланса;

2) заключение с замечаниями – свидетельствует об общем положительном мнении аудитора о достоверности показателей финансово-бухгалтерской отчетности, но им установлены отдельные упущения;

3) отрицательное заключение – составляется в тех случаях, когда по мнению аудитора бухгалтерский учет не соответствует требованиям нормативного законодательства, а фин. отчетность не дает достоверного представления о фин. положении проверяемого предприятия;

4) заключение не составляется в том случае, если аудитор не смог выразить свое мнение о качестве учета и отчетности в виду неполучения от проверяемого субъекта достаточно убедительных доказательств.

Тема. Государственный бюджет

Государственный бюджет – это ведущее звено фин. системы и основная государственная категория. В нем объединяются главные доходы и расходы государства. Бюджет объединяет основные государственные категории (государственные расходы, доходы и др.) в их действии, т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование. Как правовая категория государственный бюджет представляет собой основной фин. план государства на текущий год, имеющий силу закона. Расходы государственных бюджетов стран с развитой рыночной экономикой включают 6 групп:

1. военные расходы - 20-40%;

2. вмешательство в экономику -20-25%;

3. содержание государственного аппарата управления - 4-5%;

4. социальные цели - 30%;

5. предоставление субсидий и кредитов другим странам – остаток от 100%.

При переходе к рыночной экономике структура расходов федерального бюджета РФ претерпела существенные изменения – резко сократились бюджетные ассигнования на народное хозяйство и, прежде всего, на централизованные капитальные вложения. До перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов и состояли в основном из двух платежей – налога с оборота и платежей из прибыли. Налоговая реформа в РФ осуществлена в соответствии с законом «Об основах налоговой системы РФ», принят 27.12.1997. преимуществом действующей системы налогообложения перед прежней системой платежей состоит в том, что для всех юр. и физ. лиц независимо от видов собственности и организационно-правовых норм установлены единые налоги, после уплаты которых они могут распоряжаться прибылью по своему усмотрению. Следующим этапом налоговой реформы стало введение в действие с января 2001 г. Налогового Кодекса РФ. К неналоговым доходам фед. бюджета РФ относятся:

- доходы от приватизации объектов федеральной собственности;

- дивиденды по акциям, находящихся в собственности государства;

- доходы от внешней экономической деятельности;

- доходы от размещения государственных облигаций.

Тема. Бюджетный процесс в РФ

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и местных бюджетов. Этот процесс охватывает 4 стадии бюджетной деятельности: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; 3) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение. Продолжительность бюджетного процесса в РФ длится около 3 лет. Первые две стадии занимают около 20 месяцев, 3 стадия – 12 месяцев (в РФ совпадает с календарным годом), 4 стадия занимает 5 месяцев. Счетный период включает в себя финансовый год (3-я стадия) и льготный период, составляющий 1 месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам в рамках исполнения бюджета.

Тема. Бюджетная система РФ

Государственная бюджетная система РФ включает:

- федеральный бюджет;

- 21 бюджет республик в составе РФ;

- 6 бюджетов краев;

- 49 бюджетов областей;

- 1 бюджет автономной области;

- 10 бюджетов автономных округов;

- бюджеты Москвы и С-Пб.;

- 1091 бюджет городов;

- 1922 бюджета поселков городского типа;

- свыше 24000 бюджетов сельских администраций.

Бюджеты нижестоящих органов управления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих органов. Самой сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и региона. В 1994 г. введен новый механизм межбюджетных отношений, при котором основным их регулятором стал выступать фонд фин. поддержки субъектов РФ. Из этого фонда оказывается помощь тем субъектам, у которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий фин. год ниже, чем в среднем по РФ. Это субъекты, «нуждающиеся в поддержке». Также помощь оказывается тем субъектам, у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных из фед. бюджета, недостаточно для покрытия текущих расходов. Это субъекты «особо нуждающиеся в поддержке».

Тема: Бюджетная классификация

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы, источников финансирования дефицитов бюджета. Она используются для составления и исполнения бюджетов и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

Действующая на сегодняшний день в РФ бюджетная классификация введена в действие с 1997 г. с принятием ФЗ «О бюджетной классификации в РФ» №115 от 15.08.96 г. В соответствии с этим законом бюджетная классификация включает:

1) классификация доходов бюджетов;

2) функциональная классификация расходов бюджетов;

3) экономическая классификация расходов бюджетов;

4) классификация источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

5) классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

6) классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ;

7) классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ;

8) ведомственная классификация расходов федерального бюджета.

1. Классификация доходов бюджетов – это группировка доходов бюджетов всех уровней, основанная на законодательных актах РФ. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

1.1. «Неналоговые доходы» включает след. подгруппы (код 10000):

- прямые налоги на прибыль (доход) (код 10100);

- налоги, взимаемые в зависимости от фонда оплаты труда (код 10200);

- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы (код 10300);

- налоги на имущество (код 10400);

- платежи за пользование природными ресурсами (код 10500);

- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (код 10600);

- прочие налоги, пошлины и сборы (код 10700).

В свою очередь подгруппа подразделяется на конкретные виды налога. Например, подгруппа 10400:

* налоги на имущество юр. лиц (10401);

* налоги на имущество предприятий (10402);

* налоги с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (10403);

* налоги на имущество физ. лиц (10404)

1.2. «Неналоговые доходы» (20000):

- доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (20100);

- доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (20200);

- доходы от реализации государственных запасов (20300);

- доходы от реализации земли и нематериальных активов (20400);

- поступление трансфертов из негосударственных источников (20500);

- административные платежи и сборы (20600);

- штрафные санкции и возмещение ущерба (20700);

- доходы от внешнеэкономической деятельности (20800);

- прочие неналоговые доходы (20900).

1.3. «Безвозмездные перечисления» (30000):

- не резидентов (30100)

- бюджетов других уровней (30200)

- государственных внебюджетных фондов (30300)

- государственных организаций (30400)

- межнациональных организаций (30500).

1.4. «Перечисления от государственных внебюджетных фондов» (31000).

2. Функциональная классификация расходов бюджетов – это группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление финансов на выполнение основных функций государства.

1 Уровень:

- государственное управление и местное самоуправление (0100)

- судебная власть (0200)

- международная деятельность (0300)

- национальная оборона (0400)

- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности 0500

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому процессу (0600)

- промышленность, энергетика и строительная индустрия (0700)

- с/х и рыболовство (0800)

- охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия, стандартизация и метеорология (0900)

- транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика (1000)

- развитие рыночной инфраструктуры (1100)

- жилищно-коммунальное хозяйство, градостроительство (1200)

- предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (1300)

- образование (1400)

- культура и искусство, кинематография (1500)

- СМИ (1600)

- здравоохранение и физическая культура (1700)

- соц. политика (1800)

- обслуживание и погашение государственного долга (1900)

- пополнение государственных запасов и резервов (2000)

- региональное развитие (2100)

- утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров (2200)

- прочие расходы (3000).

2 Уровень.

Это подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в опред. области. Например, раздел 1200 имеет след. подразделы:

* жилищное строительство (1201)

* жилищное хозяйство (1202)

* коммунальное хозяйство (1203)

* архитектура и градостроительство (1204)

* прочие структуры коммунального хозяйства (1205)

3. Экономическая классификация расходов – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. По экономической классификации расходы делятся на 3 раздела:

3.1. Текущие расходы (100000)

3.2. Капитальные расходы (200000)

3.3. Предоставление кредитов за вычетом погашения (300000)

Разделы делятся на подразделы.

3.1.

- закупка товаров и оплата услуг (110000)

- выплата процентов (120000)

субсидии и текущие трансферты (130000)

3.2.

- кап. вложения в основные фонды (240000)

- создание государственных запасов и резервов (250000)

- приобретение земли и нематериальных активов (260000)

- капитальные трансферты (270000)

- предоставление бюджетных ссуд (280000)

В свою очередь подразделы включают виды расходов, в которых выделяются статьи затрат. Например, подраздел 240000 делится на:

* кап. строительство (240200)

* жилищное строительство (240201)

* строительство производственных объектов (240202)

* строительство объектов социально-культурного и бытового назначения (240203)

и т.д.

4. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ – это группировка заемных средств, привлекаемых правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования соответствующих бюджетов. Эта классификация имеет 3-х ступенчатую схему построения. Например,

Государственные ценные бумаги (0200):

- государственные краткосрочные облигации (0210):

* привлечение средств (0211)

* погашение основной суммы задолженности (0212)

5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета – это группировка заемных средств, привлекаемых правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Классификация имеет 2-х ступенчатую схему. Например,

Кредиты международных организаций (0100):

- получение кредитов (0101)

- погашение основной суммы долга (0102).

6.Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ – это группировка долговых обязательств правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ. В этой 1-ступенчатой классификации каждому показателю, включенному в классификацию, присвоен порядковый номер. Например,

Государственные краткосрочные обязательства (026)

Государственный казначейский вексель (017)

Государственные гарантии (018).

7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов РФ – это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Классификация имеет 2-х ступенчатую схему. Например,

Внешний долг РФ (020) в том числе:

- по кредитам, полученным:

* от международных фин. организаций (021)

* от правительств иностранных государств (022)

* от иностранных коммерческих банков и фирм (023).

8. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов.

Первый уровень этой классификации – это перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Это министерства, ведомства, организации, каждому из которых присвоен свой код.

Второй уровень – это классификация целевых статей расходов федерального бюджета, отражающие финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по опред. разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Например, содержание депутатов государственной думы и их помощников.

Третий уровень – это классификация видов расходов федерального бюджета, детализирующая направление финансирования по целевым статьям. Например,

* эксплуатация и ремонт здания

* кап. строительство

* техническое оснащение

* информационное оснащение.

Представительными органами субъектов РФ и местного самоуправления утверждаются ведомственные классификации бюджетов соответственно субъектов РФ и местных бюджетов, которые являются группировкой расходов региональных и местных бюджетов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из соответствующих бюджетов в соответствии с организационными особенностями системы органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Тема. Государственный кредит

Государственные кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физ. и юр. лицами. При этом государство может выступать в качестве заемщика, кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объем операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юр. и физ. лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых юр. и физ. лицами, оно является гарантом. В отличие от двух первых видов кредитных отношений (заемщик, кредитор), сразу же влияющих на величину централизованных денежных фондов, последний (гарант) не обязательно приводит к их изменению. Если должник своевременно и в полном объеме рассчитался по своим обязательствам, гарант не несет каких-либо дополнительных затрат. На практике достаточно надежные заемщики не нуждаются в государственных гарантиях. Они в состоянии привлечь средства на кредитном рынке самостоятельно. Государственные гарантии обычно распространяются на недостаточно надежных заемщиков и, соответственно, влекут за собой рост расходов из централизованных денежных фондов.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена фин. системы он обслуживает формирование и исполнение централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающий его от классических фин. категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов (50-е гг. 20 в.). если налоги движутся только в одном направлении от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственные кредита является его возвратность и платность. Через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами. Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-либо конкретные ценности на складе, незавершенном производстве, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход на уровне центрального правительства. Государственные займы не имеют конкретного целевого характера тогда, как заимствование средств на более низких уровнях достаточно часть имеет четко выраженную целевую направленность, например, кредит на строительство новой дороги, жилого массива.

Как фин. категория государственный кредит выполняет 3 функции финансов: распорядительную, регулирующую и контрольную. Через распорядительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использования на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа и библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, а служат 30-50 лет. Почему же тогда неразумно оплачивать их строительство за счет налогов тех, кто возможно даже не успеет воспользоваться их услугами? Гораздо разумнее переложить финансирование таких объектов на те поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источника финансирования во времени и обеспечивается путем выпуска займов на соответствующий срок. В последнем случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему. Т.о. положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются, зато когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения %-тов по задолженности. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обеспечением и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого уменьшения налогового бремени в этом случае не происходит. При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженностей по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга. Усиление тяжести налогового бремени, вызванное заимствованием государства, зависит от их срока и % по кредиту, уплачиваемым заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвестора, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание при прочих равных условиях.

Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что вступая в кредитные отношения государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, на уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость, сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики. Государство может проводить ту или иную фин. политику. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физ. лиц, государство снижает платежеспособность спроса. Если за счет кредита профинансируются производственные затраты, например инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например преподавателей, врачей и т.д., количество наличной массы в обращении останется без изменения, хотя возможно изменение структуры платежеспособности спроса. Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдаче кредитов под их залог, проводимые ЦБ, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г. кредиты под залог высоко ликвидных государственных ценных бумаг стали предоставляться Банком России с апреля 1996 г. Выступая на фин. рынке в качестве заемщика государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного %, тем более дорогим становится кредит для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства. В тоже время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг. До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В этом случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного погашения. Только после этого активность государства на фин. рынке выразится в росте ссудного %, а отвлечение значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста. Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам. Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предприятиям в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых странах функционируют государственные или полугос0ые компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерами национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономически той или иной территории.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

1) очень тесно связано с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

2) охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

3) осуществляется не только фин. структурами, но и кредитными институтами.

Управление государственным кредитом.

Высшим органом управления государственным кредитом в РФ являются федеральное собрание, которое устанавливает максимальные размеры привлечения средств для финансирования бюджетного дефицита и максимальные размеры кредитования за счет средств бюджета. В процессе управления государственным кредитом решаются след. задачи: 1) минимизация стоимости долга для заемщика; 2) недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса; 3) эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием выданных кредитов; 4) обеспечение своевременного возврата кредитов; 5) максимальное решение задач, определенных фин. политикой государства, в частности: сохранение иностранных капиталов и переориентировка инвесторов с вывоза полученных доходов из страны на вложение прибыли в развитие производства.

Для оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиями бюджетный кодекс РФ предусматривает разработку двух программ: 1) программа государственных внешних заимствований; 2) программа государственных внутренних заимствований. Эти программы представляют собой перечень заимствований на очередной финансовый год с указанием целей, источников и сроков возврата.

Тема. Классификация государственных займов

1. По субъектам заемных отношений: 1) размещаемые центральными органами управления; 2) размещаемые местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения: 1) внутренние; 2) внешние.

3. В зависимости от срока привлечения средств: 1) краткосрочные (со сроком погашения до 1 года); 2) среднесрочные (1-5 лет); 3) долгосрочные (свыше 5 лет).

4. По характеру выплачиваемого дохода: 1) выигрышные; 2) процентные; 3) с нулевым купоном.

5. В зависимости от обязанностей заемщика твердо соблюдать сроки погашения: 1) с правом досрочного погашения; 2) без права досрочного погашения.

6. В зависимости от варианта погашения задолженности: 1) единовременно; 2) частями.

Тема. Внебюджетные фонды в РФ

Пенсионный фонд РФ (ПФ)

Создан на основании постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.90 в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения граждан. Его деятельность регулируется положением «О ПФ» от 27.12.91. главными направлениями деятельности фонда являются:

1) Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов и финансирование расходов;

2) Организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм, государственных пенсий по инвалидности вследствие трудовых увечий или по случаю потери кормильца;

3) Капитализация средств фонда и привлечение в него добровольных взносов юр. и физ. лиц;

4) Контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов и за правильным и рациональным расходованием средств;

5) Проведение научно-исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования;

6) Разъяснительная работа среди населения и юр. лиц по вопросам, относящихся к компетенции фонда.

Средства фонда в формируются за счет след. источников:

1) Страх. взносы работодателей;

2) Страх. взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

3) Ассигнования из федерального бюджета на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненных к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше 1,5 лет, на индексацию пенсий и на предоставление льгот гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы;

4) Добровольные взносы физ. и юр. лиц;

5) Доходы от капитализации временно свободных денежных средств фонда.

Фонд социального страхования (ФСС)

Создан в 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.12.90 г. с целью управления средствами государственного соц. страхования России. Основными задачами фонда являются:

1) Обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении возраста 1,5 лет, на погребение, санаторно-курортное лечение, оздоровление работников и их семей.

2) Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.

3) Организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного соц. страхования, разъяснительные работы среди страхователей и населения.

Средства фонда образуются за счет: 1) страх. взносов работодателей, 2) страх. взносов граждан, занимающихся индивидуальной деятельностью; 3) доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда; 4) добровольных взносов граждан и юр. лиц; 5) ассигнований из федерального бюджета в установленных законом случаях.

Средства фонда направляются на: 1) выплату законодательно установленных пособий; 2) санаторно-курортное лечение; 3) обеспечение текущей деятельности фонда; 4) финансирование деятельности органов исполнительной власти, обеспечивающих защиту трудовых прав работников и охрану труда; 5) проведение научно-исследовательских работ по вопросам страхования и охраны труда.

Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Создан в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об ОМС в РСФСР» от 28.06. 91 г. цель создания фонда – гарантировать гражданам при возникновении страх. случая получения мед помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия. Мед страхование осуществляются в двух видах: обязательном и добровольном. ОМС являются всеобщим для населения РФ и реализуется в соответствии с программами мед страхования, которые гарантируют объем и условия оказания мед и лекарственной помощи гражданам.

Источники финансирования здравоохранения: 1) средства государственных и общественных организаций, предприятий и других хозяйственных субъектов; 2) средства федеральных, региональных и местных бюджетов; 3) безвозмездные благотворительные взносы и пожертвования; 4) доходы от использования временно свободных фин. средств фонда.

Страх. взносы на ОМС устанавливаются правительством РФ и утверждаются Федер. Собраниями РФ. На сегодняшний день размер страх. взноса составляет: в фед. фонд – 0,2%; в территориальные фонды – 3,4%.

Тема. Деньги, денежное обращение и денежные агрегаты

Деньги

Сущность денег заключается в том, что это специфический товарный вид, с натуральной формой которого срастается общественная функция всеобщего эквивалента. В своей эволюции деньги выступают в виде: металлических денег (медных, серебряных, золотых); бумажных денег; кредитных денег и нового вида кредитных денег – электронных денег.

Действительные деньги – это деньги, у которых номинальная стоимость (обозначенная на них) соответствует реальной стоимости, т.е. стоимости металла, из которого они изготовлены.

К золотому обращению страны перешли во второй половине 19 века. Ведущей из этих стран была Великобритания. Причинами перехода к золотому обращению послужили свойства этого металла, делающего его наиболее пригодным для выполнения назначения денег: однородность по качеству, делимость и соединяемость без потерь свойств, портативность, сохраняемость, сложность добычи и переработки. Действительные деньги обладают устойчивостью – они обладают собственно стоимостью и не подвержены обесценению. Действительные деньги благодаря своей устойчивости выполняют беспрепятственно все 5 функций:

1) Мера стоимости – выполнение деньгами этой функции заключаются в оценке стоимости товаров путем установления цен; деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров.

2) Средство обращения – деньги используются для оплаты приобретаемых товаров. Особенностью такой функции денег служит то, что передача товара покупателю и его оплата происходят одновременно.

3) Средство платежа – эту функцию деньги выполняют при предоставлении и погашении денежных ссуд, при продаже товаров в кредит, при денежном взаимоотношении с фин. органами, при выдаче з/п рабочим и служащим. Если при функционировании денег как средства обращения имеет место встречное движение денег и товара, то при их использовании в качестве средства платежа имеется разрыв.

4) Средство сбережения (накопления) – деньги непосредственно не участвующие в обороте образуют денежного накопления и выполняют функцию накопления.

5) Мировые деньги – эта функция проявляется во взаимоотношениях между странами и между юр. и физ. лицами, находящимися в разных странах, для оплаты приобретаемых товаров, для совершения кредитных операций.

Появление знаков стоимости при золотом обращении было вызвано объективной необходимостью:

- золотодобыча не поспевала за производством товаров и не обеспечивала полную потребность к деньгам;

- золотые деньги высокой портативности не могли обслуживать мелкие по стоимости обороты;

- золотое обращение не обладало экономической эластичностью, т.е. способностью быстро расширяться и сжиматься.

Золотое обращение просуществовало в мире относительно недолго – до I Мировой Войны, когда воюющие страны для покрытия своих расходов осуществляли эмиссию знаков стоимости.

Знаки стоимости (заместители действительных денег) – это деньги, номинальная стоимость которых выше реальной, т.е. выше затраченного на их производство общественного труда. К ним относятся:

- металлические знаки стоимости – стершаяся золотая монета и биллонная монета (мелкая монета, изготовленная из дешевого метала);

- бумажные знаки стоимости – как правило, сделаны из бумаги.

Денежное обращение

Денежное обращение предст собой движение денег в наличной и безналичной форме при выполнении ими своих функций. Движение – это процесс непрерывный, происходящий между физ. лицами, субъектами хозяйствования и государством в лице его органов власти. Движению денег предшествует их концентрация у субъектов или в казне государства. Спрос на деньги возникает при осуществлении сделок (платежи за товар, услуги) и для накопления (вклады в кредитные учреждения или ценные бумаги).

Наличное денежное обращение предст собой движение нал денег в сфере обращения и выполнения ими двух функций: средства платежа и средства обращения. Нал деньги используются: 1) для кругооборота товаров и услуг; 2) для получения вознаграждения в различных формах; 3) для расчетов при оплате ценных бумаг и выплат ими дохода; 4) для расчетов по выплате страховых возмещений по договорам страхования; 5) для расчетов по платежам населения за коммунальные услуги. Налично-денежное движение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот и металлических монет. Эмиссию осуществляет ЦБ, он же изымает их из обращения, если деньги пришли в негодность или при замене денег.

Безналияное денежное обращение – это движение стоимости без участия нал денег: перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений и зачет взаимных требований. Безналичное обращение осуществляются с помощью различных кредитных инструментов: векселей, чеков, кредитных карточек, аккредитивов и т.д. В зависимости от экономического содержания различают 2 группы безналичного обращения: по товарным операциям и по фин. обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, а ко второй группе – платежи в бюджет, во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата % за кредит и расчеты со страх. компаниями.

Наличное и безналичное обращение образует обязательный денежный оборот страны, в которой действуют единые деньги одного наименования.

Денежные агрегаты

Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период используются денежные агрегаты.

1) Мо – наличные деньги в обращении (банкноты и метал монеты).

2) М1 = Мо + средства предприятий на текущих счетах в банках + депозиты населения до востребования + средства страховых компаний (безналичная денежная масса).

3) М2 = М1 + срочные депозиты сроком до 1 года.

4) М3 = М2 + срочные депозиты сроком свыше 1 года + ценные бумаги (не используются и не функционируют как средство обращения, но могут быстро превратиться в наличные деньги).

Между агрегатами должно быть равновесие, иначе произойдет нарушение денежного обращения. Практика показала, что равновесие наступает при М2 > М1 и оно укрепляется при М2 + М3 > М1.

Структура денежной массы. На денежную массу оказывает влияние два фактора: количество денег и скорость оборота денег. Количество денежной массы определяется государством. Рост эмиссии денег может быть обусловлен либо потребностями товарного оборота, либо потребностями государства. В России главная причина увеличения денежной массы – дефицит федерального бюджета, который в значительной степени в период с 1992 по 1994 гг. погашался выпуском денег в обращение и в тоже время товарный оборот сокращался из-за падения темпов производства. Другой фактор, влияющий на денежную массу – это скорость обращения денег, т.е. интенсивность их движения при выполнении ими функции обращения и платежа. Этот показатель можно рассчитать след образом: НД/Денежная масса (М1 или М2). На скорость обращения денег оказывают влияние: развитие производства и темпы его роста; движение цен; соотношение наличных и безналичных денег; развитие кредитных отношений; периодичность выплаты доходов; равномерность расходования населением своих средств; уровень сбережения и накопления. Т.к. скорость обращения денег обратно пропорциональна количеству денег в обращении, замедление их оборачиваемости означает рост денежной массы, а при том же объеме товаров и услуг на рынке увеличенная денежная масса ведет к обесцениванию денег, т.е. являются одним из факторов инфляции.

 

Тема. Начисление простых процентов

Проценты (или процентные деньги) – это сумма доходов от предоставления денег в долг в различных формах (открытие депозитных счетов, выдача кредитов, покупка облигаций и т.п.). сумма процентных денег зависит от суммы долга, срока его выплаты, процентной ставки, которые характеризуют интенсивность начисления %. % могут выплачиваться кредитору: по мере начисления; присоединяться к сумме долга.

Наращение (рост) первоначальной суммы долга – это увеличение суммы долга за счет присоединения начисленных %. Множитель или коэффициент наращения – это отношение наращенной суммы к первоначальной сумме долга:

S – сумма долга с %;

Р – первоначальная сумма долга.

Период начисления – это интервал времени, за который начисляют %. При использовании простых процентов сумма процентных денег определяется исходя из первоначальной суммы долга, в течение всего срока долга независимо от количества периодов начисления и их длительности.

i – простая годовая ставка процентов (%);

Iг – сумма процентных денег, выплачиваемых за год.

Относительное значение ставки процентов:

(1)

сумма процентных денег, выплачиваемых за год:

(2)

n – срок долга, кол-во лет

Сумма долга с начисленными процентами:

(3)

(4)

Если срок хранения вклада выражается в днях, то 

д – срок хранения вклада в днях

к – кол-во дней в году.

Германская практика: 360 дней в году, 30 дн в мес.

Французская: 360, фактическая календарная длительность.

Английская: 365, фактическая календарная длительность.

Если ставки процента изменяются в течение срока хранения вклада, то сумму начисленных % можно определить, применяя последовательно формулу 2. Предположим при последующих интервалах времени n1 и n2 используется простые ставки % i1 и i2.

;

При N интервалов начисление, на каждом из которых будет применяться своя ставка %, сумма процентов составит:

, t = 1,2,…,N (6)

(7)

Из формулы 3 можно при прочих равных заданных условий определить срок вклада в годах:

(8)

в днях (9)

Ставка простых процентов:

(10)

Можно решать обратную задачу, т.е. определить сумму вклада при заданных значениях наращенной суммы, срока вклада и ставки %.


Эту операцию называют дисконтированием при простой ставке процента.

Задача 1 по определению суммы процентов при разных практиках с решением

Определить количество дней для начисления процентов при различной практике их начисления, если вклад до востребования был размещен:

а) с 20.01.99 по 15.03.99

б) с 25.06.99 по 05.09.99

а) при германской практике – 54 дня (10+30+14)

при французской практике – 53 дня (11+28+14)

при английской практике – 53 дня (11+28+14)

б) при германской практике – 69 дней (5+30+30+4)

при французской практике – 71 день (5+31+31+4)

при английской практике – 71 день (5+31+31+4)

Задача 2 по определению суммы процентов (простые проценты) с решением.

Ставка процента банка по вкладам до востребования, составлявшая в начале года 120% годовых, через полгода –100%, а через 3 месяца – 40% годовых. Определить сумму процентов, которая должна была начисляться на вклад 300 руб. за год.

I = 300*(1/2*1,2 + 1/4*1 + 1/4*0,4) = 300*0,95 = 285 руб.

Задача 3 по определению стоимости кредита с решением.

Предприятие получило кредит в размере 200 тыс. руб. 12.03.99 при ставке 40% годовых. Банк востребовал возврат ссуды 25.12.99. Определить стоимость кредита при различных методах определения срока начисления.

а) При германской практике.

I = 200000*0,4*282/360 = 62666,67 руб.

б) При франц. практике.

I = 200000*0,4*287/360 = 63777,78 руб.

в) При англ. практике.

I = 200000*0,4*287/365 = 62904,11 руб.

Тема. Начисление сложных процентов

При начислении сложных процентов процентные деньги, начисленные после первого периода начисления, который является частью общего срока долга, не выплачиваются, а присоединяются к сумме долга. На втором периоде проценты будут начисляться исходя из наращенной суммы и так далее на каждом последующем периоде начисления. Таким образом, база для начисления сложных процентов будет увеличиваться с каждым периодом начисления независимо от количества периодов начисления и их длительности. Предположим, что проценты будут начисляться по постоянной сложной ставке in и все периоды начисления имеют одинаковую длительность. Наращенная сумма после первого периода начисления:

При N периодов начисления наращенная сумма будет определяется:

(1)

(2)

Если срок долга в годах не является целым числом, множитель наращения может быть найден двумя способами:

1) использовать в качестве показателя степени нецелое число;

2) смешанный метод

(3)

na – целое число лет

nb – оставшаяся дробная часть года

n = na + nb

С точки зрения сущности начисления процентов второй способ является более точным, дает большую величину множителя наращения, а следов-но и начисленных процентов.

Сложные проценты могут начисляться несколько раз в году, например, по месяцам, кварталам, полугодиям. В этом случае указывается либо годовая ставка процентов на периоде начисления in (ставка на периоде), либо годовая ставка процентов, исходя из которой исчисляется ставка на периоде начисления – это номинальная годовая ставка j.

(4)

(5)

m – кол-во периодов начисления в году

N – кол-во периодов начисления в течение срока долга

N = m*n

Из вышерассмотренных формул при прочих заданных условиях можно определить первоначальную сумму долга:

(6)

Эту операцию называют дисконтированием по ставке сложных процентов.

Задача 1 по нахождению суммы процентов при простой и сложной ставках процентов с решением.

Депозит в размере 500 руб. положен в банк на 3 года. Определить сумму начисленных процентов при простой и сложной ставках процентов, равных: а) 40% годовых, б) 80% годовых.

а) I = 3*0,4*500 = 600 руб.

I = 500*((1+0,4)3-1) = 872 руб.

б) I = 3*0,8*500 = 1200 руб.

I = 500*((1+0,8)3-1) = 2416 руб.

Чем выше ставка процента, тем больше разница между простой и сложной ставками начисления.

Задача 2 по определению суммы процентов при сложных процентах с решением.

Банк начисляет проценты на вклады по сложной ставке 40% годовых. Определить сумму начисленных процентов, если вклад 800 руб. был востребован через 2,5 года. Решить двумя способами.

1) I = P[(1+in)N-1] = 800[(1+0,4)2,5-1] = 1055,28 руб.

2) I = P[(1+in)na·(1+in·nb)-1] = 800[(1+0,4)2·(1+0,4·0,5)-1] = 1081,6 руб.

Задача 3 по определению суммы процентов, начисленных на вклад, с решением.

Сложные проценты на вклады начисляются ежеквартально по номинальной годовой ставке 36% годовых. Определить сумму процентов, начисленных на вклад 900 руб. за 2 года.

Задача 4 по определению суммы процентного платежа при сложных процентах с решением.

На вклады ежемесячно начисляются сложные проценты по номинальной годовой ставке 108%. Какую сумму необходимо внести на счет, чтобы через 3 квартала накопить 2500 руб.

Задача 5 по определению наращенного капитала при сложных процентах с решением.

Сложные проценты на вклады начисляются по полугодиям по номинальной годовой ставке 96%. Какую сумму владелец вклада 1200 руб. получит через 3 года?

руб.

Задача 6 по определению суммы процентов, начисленных на вклад, с решением.

На вклады ежеквартально начисляются сложные проценты по номинальной годовой ставке 100%. Определить сумму процентов, начисленных на вклад 2100 руб. за 2,5 года.

руб.

Задача 7 определению годовой ставки сложных процентов, использованной банком, с решением.

При выдаче кредита на 2 года должна быть возвращена сумма вдвое больше. Определить годовую ставку сложных процентов, использованную банком.

Финансовая система РФ




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru