ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Философия лекции. Развитие абсолютной идеи Гегеля. Философия религии у Фейербаха. Базовые идеи материалистической диалектики
Философия лекции. Развитие абсолютной идеи Гегеля. Философия религии у Фейербаха. Базовые идеи материалистической диалектики

Философия лекции. Развитие абсолютной идеи Гегеля. Философия религии у Фейербаха. Базовые идеи материалистической диалектики

1. Развитие абсолютной идеи Гегеля. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор видели субъективное образование, тогда как в действительности “абсолютное понятие” - абсолютное тождество субъекта и объекта - является никогда не осуществимым, хотя всегда желанным идеалом. Гегель отождествлял “чистое понятие” (“Понятие” с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, Таким образом совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития “чистого понятия” составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления. В отличие от Канта, разделившего сферы природы и духа (свободы). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает нового качественное состояние. Каждое понятие и явление в Природе, обществе и дух. жизни человека проходит такой тройственный цикл развития - утверждения, отрицания или нового утверждения, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне; и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. “Только в понятии истина обладает стихией своего существования, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в Природе и обществе. Диалектика вещей есть лишь отраженная форма настоящей диалектики, присущей только “жизни понятия”, или, иначе говоря, жизни Логоса, как он сущ. сам по себе, как бы в мышлении Бога. Вселенский диалектический процесс в конечном счете подчинен определенной цели - достижению точки зрения абсолютного духа, в которой сняты и разрешены все противоречия и “погашены” противоположности.

2. Философия религии у Фейербаха. Пишет анонимный трактат “Мысли о смерти и бессмертии”. Критика теологической интерпретации системы Гегеля. Фейербах в трактате встает на позиции Спинозы. Отрицание возможности индивидуального бессмертия (ад, рай и т.п.). Единственно возможное бессмертие достигается лишь через свое творчество при жизни. Возможность поместить свой духовный потенциал в чего-либо, например, книгу. Все это шло вразрез с тем, что было. Углубил, продолжил и развил свою критику. “Сущность христианства”. Анализ психологических и социальных корней религиозного сознания. Христианство не только имеет предшественников, но и само должно быт сменено. Религия любви. Естественная природа человека - природа взаимоотношений с другими людьми. Корни религиозного сознания естественны (природа страха, немощи, слабости перед силами природы). Как следствие страха - создание мифов. Но есть не только страх. Всегда существует некая оппозиция - надежда на лучшее будущее. В дальнейшем немощь человека подкрепляется неуверенностью в общественной жизни. Тщеславие подкрепляет религиозное сознание. Категория отчуждения. Отчуждается сущность человека. Раздвоение: я слабый, а хочу быть сильным и т.п. Вторую половину отчуждает и переносит во вне (абстракции). Антропология - действительность теологии. Отсюда появляется Бог - всемогущий, бессмертный, … Понятие Бога - понятие человека. Тайна религиозного сознания вообще. Христианство исчерпало свою историческую ценность. Новая религия - религия любви. Антропология. Базовым в человеке является его чувство любви. Настоящая любовь - сплав духовного и материального начала. Любовь между мужчиной и женщиной это естественная форма любви. Окультуривание естественного чувства. “Индивидуум человеку Бог”. Религия начинает трактоваться как связь индивидуума с некоторым мировым общество. Отталкивание от человека как от некоторого чувственного существа. Идеалистическое понимание истории. Любить легче все человечество, чем конкретного человека. Бог лишен всех недостатков. Эфдемонизм - учение о счастье, его достижении. Счастье - максимальное благополучие в физическом и духовном состоянии человека. Понятие счастья может отличаться у разных культур. Совершенствование человеческого рода. Фейербах переворачивает формулу: “бог есть любовь” на “любовь есть бог”. Нужно убрать бога как метафизическое существо и поставить конкретное чувство. Это должно способствовать достижению счастливого существования. Этика разумного эгоизма. Для того, чтобы любить других, надо полюбить самого себя. Эго - Я впереди всего. Начальная точка процесса. Затем - кто такой Ты? Взаимоотношения Я и Ты. Индивидуум разумный должен признать, что Ты обладает презумпцией любви по отношению к себе. Необходимы коммуникации, диалоги. Нужно полюбить другого - это разумно, рационально, выгодно по отношению к самому себе. Ты должен, значит ты можешь (Кант). “Ты хочешь, значит можешь”. Диалектика - искусственный прием движения понятий (у Гегеля). Конкретно чувственное (наивный материализм). Критикуя Гегеля не усмотрел рациональное зерно гегелевской системы - диалектику (критика К. Маркса и Ф. Энгельса).

3. Теория отчуждения личности у Маркса. Отчуждение - понятие, характеризующее, во-первых, процесс и результаты превращения продуктов человеческой деятельности (как практической - продукты труда, деньги, общественные отношения и т.д., так и теоретической), а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных жизненных отношений. Маркс, который уделил анализу Отчуждения большое внимание особенно в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в экономических рукописях 1857-59, исходит из того, что Отчуждения выражает противоречия определенной ступени развития общества. Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс обосновал задачу ликвидации Отчуждения путем коммунистического переустройства общества.

4. Общество и индивидуум в философии Маркса. Уже Аристотель указывал, что человека побуждает к действию интерес. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой Человек живет не сам по себе, он связан с другими людьми. Гегель: "Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Группа также может быть субъектом, если у нее имеются общие интересы, цели действия, то есть если она представляет собой целостность. В современном мире проблема субъекта исторического процесса приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекте исторического процесса. Марксизм: развитие общества - закономерный процесс, чем более широкими материальными возможностями обладает индивидуум в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы.

5. Базовые идеи материалистической диалектики. Диалектика - учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Главные законы: 1) превращение количества в качество, 2) взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности (единство и борьба противоположностей), 3) развитие путем противоречия, или отрицание отрицания - спиральная форма развития.

6. Материалистическое понимание истории. Общественный прогресс - направление развития чел. общества, рода "человек", характеризующиеся такими необратимыми изменениями человечества со всеми аспектами его жизнедеятельности, в результате которого осуществляется переход человечества от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию. Общественный прогресс - развитие всего общества как целостности, движение к совершенству всего человечества. В настоящее время нет единого ответа на главный вопрос: каков общий социологический критерий общественного прогресса? Небольшое число авторов утверждают, что сама постановка вопроса о едином критерии общественного прогресса неправомерно, так как человеческое общество - сложный организм, развитие которое осуществляется по разным линиям, что и делает невозможным формулировку единого критерия. Одна часть ученых утверждает, что общесоциологическим критерием общественного прогресса является производственные силы общества. Серьезным аргументом в пользу данной позиции является то, что сама история человечества начинается с изготовления орудий труда и существует благодаря преемственности в развитии производственных сил. Другая часть авторов, учитывая те затруднения, которые возникают при использовании рассмотренного выше критерия, считают, что все трудности будут преодолены, если взять в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса способ производства материальных благ. Веским аргументом в пользу такой позиции является то, что фундаментом общественного прогресса является развитие способа производства в целом, что при учете состояния и роста производственных сил, а также характера производственных отношений можно гораздо полнее показать прогрессивный характер одной формации по отношению к другой. Третья группа авторов предлагает взять в качестве общесоциологического критерия и степень развития производственных сил, и степень свобод в обществе. Этот двуединый критерий общественного прогресса с первого взгляда подкупает тем, что учитываются в единстве отношения человека к природе и к обществу. Четвертая группа авторов, справедливо считая, что человеческое общество - это прежде всего развивающееся сообщество людей, выдвигает в качестве общесоциологического критерия общественного прогресса развитие самого человека.

Материалистический подход к единству истории включает в себя признание единства мира и Единство истории и закладывается в самой реальной жизни, в способе ее материального обеспечения с последующей трудовой деятельностью и используемых ею материальных средств труда. Формы проявления единства исторического процесса.

Причины и факторы многообразия истории. Разнообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени - это различные этапы исторического развития, формации и эпохи.

7. Абсолютное “Я” у Фихте. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса, антитезиса и синтеза. Тезис - высказывание, антитезис - противоположное высказывание, синтез равняется тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует, существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой разу. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна: 1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта. Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас от внешнего мира, а связывают нас с ни. Оно есть образ объективного мира. Hемецкая классическая философия. Фихте, Шеллинг, Гегель. Отталкивались от философии Канта. Постулат о существовании вещей в себе (нечто недоступное для человеческого сознания) и вещей для нас - противоречие, так и неразрешенное Канто. Линия субъективации философии Канта. Кредо его философской системы - действовать, действовать, действовать. Категориальный синтез на основе, обнаруженной Канто. Полагал, что Кант не использовал Базис чувственного познания. У Канта упорядочение на основе неких априорных понятий пространства и времени. Все остальное на основе синтеза. Фихте развивает на этом Базис активизм - полное конструирование субъектом объекта. Принцип конструирования. Существует некая духовная субстанция - Я. Интроспекция (Cogeto ergo sum. “Мыслю, следовательно существую”. Декарт). Обращение внутрь себя. Если каждый субъект, обращаясь внутрь, обнаруживает свое Я, то не стоит ли за всеми Я некая абсолютная субстанция - Яйность, интеллигенция, супер Я, на основе которого могут появляться эмпирические Я. Эмпирические Я задают весь остальной мир, конструируют, творят его на всех уровнях контакта. Вещь в себе пропадает. Индивидуум сам творит этот мир. Интеллектуальное созерцание - механизм постижения истины. “Ясное как солнце наука-учение о современной философии”. Кант: Фихте занимается ловлей призраков, никаких реальных объектов он создать не может (хотя Фихте полагал, что развивает Канта).




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru