Философия лекции. Неоплатонизм Возрождения. Проблема человека в философии. Рационализм философии Декарта. Дуализма в философии Спинозы. Теория познания Юма
1. Неоплатонизм Возрождения. Начальный период развития философии характеризуется космоцентризмом - стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Следующий период: антропоцентризм - проблема Человека, этики, общественного устройства; средневековый теоцентризм - Природа и Человек как творение Бога. Новые разносторонние запросы человеческой личности нашли свое выражение в гуманизме. Италия встала раньше всех на путь буржуазного развития и прониклась идеями Возрождения. Диалектическое понимание Бога - ослабляет творящие функции Бога, сближает бесконечного Бога и конечный мир. Позднее в Возрождении Идея человека творца самого себя. Образ прочих творений определен. Теперь природа подчинена человеку, Человек творит самого себя и этим отличается от прочих природных существ. В отличие от средневековья человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того, как Человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над Природой. Поэтому символом Возрождения становится фигура художника-творца. Он не просто удовлетворяет свои земные нужды, но и созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху Возрождения Человек стремится найти точку опоры не в космосе, а в себе самом, в своей душе и теле.
2. Философские идеи Джоpдано Бруно. Базис “материального единства мира”. Космос можно изучать, так как он состоит из одинаковых элементов. Инфинитная вселенная с множеством отдаленных миров. Нет разницы между физикой неба и земли. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Ставит проблемы бесконечного мира, его динамического единства и вечности. Первоосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Эта способность, удерживающая мир в единстве и в то же время в разнообразии, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максиму. Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как внутренний Базис природы является не случайным, но необходимы. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством или богом.
3. “Идолы” Ф.Бэкона и их значение. Человек пытается найти ответ на наиболее общие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир законам? Может ли Человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание?
4. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Базовые представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
5. Гносеология Локка. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Принцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Принцип эмпирии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуиция – сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания – умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Проблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Принцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта – идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей. Индивидуум начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Нет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Бог является и гарантией мира материей. Когда индивидуум углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает: 1. Внешний (информация поступает от объектов вне нас). 2. Внутренний (получаем на основе обращения к самому себе). Метод интроспекции - обращение человека внутрь самого себя, размышления по поводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом иннервации. Сложные идеи: 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений (например, родственные отношения – теща, сват, зять и т.д.). Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам. Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Индивидуум - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. (Кроме осязания.) Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание Базисиально отличает свое тело от другого. Протяженность. Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту.
6. Проблема человека в философии Паскаля. Впал в пессимизм. Пессимизм Паскаля связан с познанием бесконечности. Бесконечность выступает как актуальная. Нет смысла познавать мир, так как мир бесконечен. Люди – “мыслящий тростник”. Обреченность, бездна смерти. В человеке есть единственно величественная вещь – осознание ничтожества перед бездной небытия и бездной бесконечности. Надо пасть перед богом на колени и просить бога о снисхождении перед бездной. В познании истины участвует эмоциональное начало. Истина – дочь и сердца и разума. “У сердца свои товары, которых нет у разума”. Для познания бога нужно сердце. Индивидуум – комок противоречий между сердцем и разумом. Произведение “мысли”. Предположим, что индивидуум и бог по краям бесконечной вселенной. Есть ли бог, человеку достоверно неизвестно. Бог нужен человеку как живое начало. Окончательно признать отсутствие бога невозможно, как и его существование. Можно поставить на бога и на то, что его нет. Надо ставить на всякий случай на бога. Вероятность того, что бог есть больше. Сделать выбор надо с помощью сердца. Блез Паскаль разочаровался в науке. Сам процесс познания не имеет смысла, так как познание бесконечно. Индивидуум - тростник на космическом ветру. То же, что пытаться познать актуальную бесконечность. Он должен пасть ниц перед Богом и молить его, чтобы в новой жизни тот был более милостив. Паскаль: существует 2 рода истины: истина сердца - устанавливается аксиоматически (гипотеза наобум). Аксиоматика - стремление установить исходные абсолютно истинные вещи. Ум рассуждает, сердце устанавливает. пари Паскаля: индивидуум находится между двумя безднами: небольшая (он оттуда пришел и туда уйдет) и бесконечная бездна (макро и микро). Есть ли бог или нет? Трудно понять через дырку в бездне. Как должен вести себя человек? Веpить в Бога? Для ответа можно сыграть в "решку". С математической точки зрения шансы на выпадение "орла" и "решки" равны. Hо сердце заставляет ставить человека на бога, так как неуютно находиться между двумя безднами. Если бога нет ничего не потеряешь, а если он есть - выиграешь все. Если индивидуум поставит на то, что бога нет, и его нет, то он ничего не проиграл, а если есть? - то он проиграл все. С точки зрения логики выбор сердца оправдан.
8. Философское сомнение Декарта. “Учение о методе” (рационалистический метод). В основе лежит сомнение. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно это в тебе. Дерево науки: корни - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика). Наука – некоторая система, где все неразрывно связано .2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Базис последовательности. Нужно идти от простого к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Нумерация (систематизация). Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интеллектуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник – фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).
9. Учение о монадах Лейбница. Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому нужно предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены базовые физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь – субстанция. Число субстанции бесконечно. Каждая субстанции или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Так как действия М. (Метафизика) - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, то есть объяснения через “действующие причины”. А так как действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.
10. Преодоление дуализма в философии Спинозы. Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным 6ытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечности. Это затруднение попытался преодолеть Спиноза, испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которое он назвал Богом, или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. С. определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей, Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию, которая была намечена у Ник. Кузанского и развернута у Дж. Бруно. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму. Мышление и протяжение, согласно Спинозы - атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода параллелизме материальных и духовных субстанций. Согласно Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной субстанции (например, в чел. теле) соотв. изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции, по Декарту, не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря Богу. Аналогичные рассуждение мы находим у Спинозы: все явления в физическом мире, будучи модусами атри6ута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу абсолютной нужности и чел. воля ничего не в состоянии здесь изменить. Спиноза вообще не считает такой способности, как воля: единичная чел. душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно Спинозы, “воля и разум - одно и то же”. Индивидуум может только постигать ход мирового прогресса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.
11. “Этика” Спинозы. Бог - реальная близкодействующая причина, растворяется в природе, отождествляется с ней. Природа является причиной самой себя. “В природе нет творения, а только порождение”. Бог и природа единая субстанция (пантеизм). Спиноза является монистом (существует некая единая субстанция). Бог создал вещи единственным образом. Бог есть нужность и следствие природы, поэтому чудеса невозможны. Бог, природа и субстанция вечны, никакого порождения нету, а есть только Базис близкодействия, который определяет развитие мира. 1. Природа порождающая (несет в себе активный импульс) – модусы (накопители, хранители информации о предметах). 2. Природа порожденная (фиксация импульса в порожденной форме) – субстанция. У субстанции есть атрибуты (неотъемлемые от субстанции, постоянно присутствующий в ней). Атрибутов великое множество. Протяжение – материальный атрибут природы, мышление - духовный. Но при этом у бога может быть бесконечное количество атрибутов (мы о них просто не знаем). Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Базис и связь модусов (вещей) в мире такой же как и у идей. Субстанция порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения. Метод интpаспекции – нужно обратиться внутрь своего разума. Hикакой случайности не существует по определению (демокpитовский детерминизм). Случайность - следствие нашего незнания. Базис получения удовольствия от земной жизни. Аффекты состояния - желания, влечения, надежда и страх. 1. Аффекты пассивные, носят созерцательный характер (страх, эйфория, прострация). Негативны, так как мешают человеку в развитии и познании. 2. Аффекты действия. Активное состояние. Надо стараться пассивные аффекты переводить в активные. Если так двигаться, то так можно выполнять Базис удовольствия. Влечение основано на биологической природе человека. Желание - осознанное. Надежда и страх связаны с человеческой неуверенностью с будущим положением вещей (не совместимы с Базисом детерминизма). Индивидуум должен познать природную нужность. Свобода воли человека - “познанная нужность”. Индивидуум должен подчиняться естественному ходу событий. Индивидуум вносит свою компоненту в мировой разу. Дух после смерти сохраняется (интерпретация бессмертия человека.) Три вида познания: 1. Чувственное познание (адекватно обыденной жизни; несовершенный путь). 2. Рассудочный метод познния (метод действия понаслышке). Заключается в создании неких абстракций в результате отвлечения внимания от одних признаков и сосредоточение на друних. 3. Метод интеллектуальной интуиции. Возможность прониконвения в сущность объекта с помощью разума.
12. Солипсизм Беркли. Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто Человек может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата. Однако это, по Беркли невозможно: у нас нет и не может быть чувств. Восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означачает “быть в восприятии”. Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни философия, так как идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственного восприятия. Используя метафизическую односторонность номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Беркли выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных понятий. Признав ошибочной идею разделении первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею материи как субстанции. Все “идеи” существуют только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения). “Идеи” не может быть копиями или подобиями внешних вещей: “идея” может быть сходна только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма “идей” в уме Бога - субъекта, который вечно существует и “вкладывает” в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений.
13. Основания скепсиса у Юма. Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистической теории познания Локка и субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма. Агностицизм Юму оставлял теоретически открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления. Поскольку Юм полагал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил ее проблемой зависимости простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Юм выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть “связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом. ” Религиозная вера, по Юму, произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Юм остро критиковал церковь. В основе этики Юма - концепция неизменной человеческой природы. Человек по Юму - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Юм полагал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического базиса Юм перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям “общественного блага”, обратился к альтруистическому чувству общечеловеческой “симпатии”, которое призвано умерить крайности индивидуализма.
Похожие материалы |