ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Философия лекции. Неоплатонизм Возрождения. Проблема человека в философии. Рационализм философии Декарта. Дуализма в философии Спинозы. Теория познания Юма
Философия лекции. Неоплатонизм Возрождения. Проблема человека в философии. Рационализм философии Декарта. Дуализма в философии Спинозы. Теория познания Юма

Философия лекции. Неоплатонизм Возрождения. Проблема человека в философии. Рационализм философии Декарта. Дуализма в философии Спинозы. Теория познания Юма

1. Неоплатонизм Возрождения. Начальный период развития философии характеризуется космоцентризмом - стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность. Следующий период: антропоцентризм - проблема Человека, этики, общественного устройства; средневековый теоцентризм - Природа и Человек как творение Бога. Новые разносторонние запросы человеческой личности нашли свое выражение в гуманизме. Италия встала раньше всех на путь буржуазного развития и прониклась идеями Возрождения. Диалектическое понимание Бога - ослабляет творящие функции Бога, сближает бесконечного Бога и конечный мир. Позднее в Возрождении Идея человека творца самого себя. Образ прочих творений определен. Теперь природа подчинена человеку, Человек творит самого себя и этим отличается от прочих природных существ. В отличие от средневековья человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того, как Человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над Природой. Поэтому символом Возрождения становится фигура художника-творца. Он не просто удовлетворяет свои земные нужды, но и созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире - самого себя. В эпоху Возрождения Человек стремится найти точку опоры не в космосе, а в себе самом, в своей душе и теле.

2. Философские идеи Джоpдано Бруно. Базис “материального единства мира”. Космос можно изучать, так как он состоит из одинаковых элементов. Инфинитная вселенная с множеством отдаленных миров. Нет разницы между физикой неба и земли. Бог настолько всемогущ, что он не может создать только один мир, и все они равноправны. Ставит проблемы бесконечного мира, его динамического единства и вечности. Первоосновой выступает Единое, материя, которая является неразвернутой причиной всего существующего. В Едином заключается внутренняя способность материи быть всеобщей формой вселенной, формой всех форм. Эта способность, удерживающая мир в единстве и в то же время в разнообразии, является внутренним действием материи, формирует ее изнутри. Материя существует не только как причина разнообразных изменений реальности, не только в качестве возможности, но она выступает как Единое и в бытии, и в реальности вещей, природы, вселенной. В Едином совпадают одно и многое, минимум и максиму. Его пантеизм заметно склоняется к материализму. Движение как внутренний Базис природы является не случайным, но необходимы. Космос - одновременно пустая и одновременно наполненная бесконечность. Вне космоса нет ничего иного, является всем бытием, вечным, несотворенным богом. Бесконечность мира не является божественным атрибутом, как это доказывает теология. Бруно отвергает также представление о том, что мир находится на некотором особенном месте, окруженном пустым пространством или богом.

3. “Идолы” Ф.Бэкона и их значение. Человек пытается найти ответ на наиболее общие вопросы: что представляет собой окружающий мир и каково место и предназначение человека в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир законам? Может ли Человек познать окружающий мир, что представляет собой это познание?

4. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление. Базовые представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

5. Гносеология Локка. Учение о первичных и вторичных качествах. Идет от эмпиризма. Опирается на опыт, чувственные данные. Принцип построения разума как tabulae race - чистой доски, на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Нет ничего в разуме, чего не было бы в ощущении, кроме самого разума. Принцип эмпирии - первичность ощущения перед разумом. 1. Интуитивные знания - чувственные знания (белое, а не черное). Интуиция – сравнительный образ, который сразу определяет что есть что. 2. Демонстративные - опираются на чувственные знания, но в сумме с логическими знаниями. 3. Сенсуативные знания – умозрительные, от органов чувств (наиболее недостоверны). Проблема истины - проблема установления соответствия между идеями. Принцип отражения. Знания концентрируются в идеях как зеркало отражает объекты. Результат опыта – идеи. Идеи могут быть простыми и сложными. Простые - отражение определенных свойств объекта. Сложные идеи (идеи друга, идеи человека) - комбинации простых идей. Индивидуум начинает чувствовать в процессе сознания на этапе комбинации. Нет врожденных идей, но есть задатки к восприятию либо тех, либо иных идей. Сам процесс сознания Локк воспринимает как пассивный. Бог является и гарантией мира материей. Когда индивидуум углубляется в философию, бог необходим. Опыт бывает: 1. Внешний (информация поступает от объектов вне нас). 2. Внутренний (получаем на основе обращения к самому себе). Метод интроспекции - обращение человека внутрь самого себя, размышления по поводу своего сознания. Сложные идеи могут получаться из простых методом иннервации. Сложные идеи: 1. Идеи субстанции 2. Идея модуса - некое состояние тела в пространстве и во времени. 3. Идея отношений (например, родственные отношения – теща, сват, зять и т.д.). Кондильяк в теории познания материального мира относится к сенсуалистам. Все наши познания абстракции исходят из наших ощущений. Противостоит Беркли. Индивидуум - некая каменная статуя. Постепенно наделяется нашими чувствами. (Кроме осязания.) Субъект существует, значит отождествляет себя, например, с запахом розы, если он ощущает ее аромат. Осязание Базисиально отличает свое тело от другого. Протяженность. Нечто объективное. Субъект, противостоящий объекту.

6. Проблема человека в философии Паскаля. Впал в пессимизм. Пессимизм Паскаля связан с познанием бесконечности. Бесконечность выступает как актуальная. Нет смысла познавать мир, так как мир бесконечен. Люди – “мыслящий тростник”. Обреченность, бездна смерти. В человеке есть единственно величественная вещь – осознание ничтожества перед бездной небытия и бездной бесконечности. Надо пасть перед богом на колени и просить бога о снисхождении перед бездной. В познании истины участвует эмоциональное начало. Истина – дочь и сердца и разума. “У сердца свои товары, которых нет у разума”. Для познания бога нужно сердце. Индивидуум – комок противоречий между сердцем и разумом. Произведение “мысли”. Предположим, что индивидуум и бог по краям бесконечной вселенной. Есть ли бог, человеку достоверно неизвестно. Бог нужен человеку как живое начало. Окончательно признать отсутствие бога невозможно, как и его существование. Можно поставить на бога и на то, что его нет. Надо ставить на всякий случай на бога. Вероятность того, что бог есть больше. Сделать выбор надо с помощью сердца. Блез Паскаль разочаровался в науке. Сам процесс познания не имеет смысла, так как познание бесконечно. Индивидуум - тростник на космическом ветру. То же, что пытаться познать актуальную бесконечность. Он должен пасть ниц перед Богом и молить его, чтобы в новой жизни тот был более милостив. Паскаль: существует 2 рода истины: истина сердца - устанавливается аксиоматически (гипотеза наобум). Аксиоматика - стремление установить исходные абсолютно истинные вещи. Ум рассуждает, сердце устанавливает. пари Паскаля: индивидуум находится между двумя безднами: небольшая (он оттуда пришел и туда уйдет) и бесконечная бездна (макро и микро). Есть ли бог или нет? Трудно понять через дырку в бездне. Как должен вести себя человек? Веpить в Бога? Для ответа можно сыграть в "решку". С математической точки зрения шансы на выпадение "орла" и "решки" равны. Hо сердце заставляет ставить человека на бога, так как неуютно находиться между двумя безднами. Если бога нет ничего не потеряешь, а если он есть - выиграешь все. Если индивидуум поставит на то, что бога нет, и его нет, то он ничего не проиграл, а если есть? - то он проиграл все. С точки зрения логики выбор сердца оправдан.

8. Философское сомнение Декарта. “Учение о методе” (рационалистический метод). В основе лежит сомнение. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно это в тебе. Дерево науки: корни - метафизика, ствол - физика, ветви - конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика). Наука – некоторая система, где все неразрывно связано .2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Базис последовательности. Нужно идти от простого к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Нумерация (систематизация). Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интеллектуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник – фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).

9. Учение о монадах Лейбница. Г.В. Лейбниц (1646 - 1716) Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Лейбниц полагал, что из протяжения могут быть выведены лишь геометрические, но не физические свойства тел: их движение, действие, сопротивление. Поэтому нужно предполагать в субстанции такие свойства, из которых могли бы быть выведены базовые физические характеристики тел. То, что вещи обладают собственным действием приводит Л. к выводу, что вещи в сущности силы. Любая вещь – субстанция. Число субстанции бесконечно. Каждая субстанции или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Однако пассивность - производный момент монады. Первичные качества кот - самостоятельность, самодеятельность. Так как действия М. (Метафизика) - это телесные акты, то они подчиняются природе тела и требуют механического объяснения, то есть объяснения через “действующие причины”. А так как действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объяснения при помощи целесообразности, т.е “конечные”(целевые) причины.

10. Преодоление дуализма в философии Спинозы. Слабым пунктом учения Декарта был неопределенный статус субстанций: с одной стороны, подлинным 6ытием обладала только бесконечная субстанция - Бог, а конечные, то есть сотворенные, субстанции находились в зависимости от бесконечности. Это затруднение попытался преодолеть Спиноза, испытавший на себе сильное влияние Декарта, но не принявший его дуализма и создавший монистическое учение о единой субстанции, которое он назвал Богом, или природой. Спиноза не принимает субстанциальности единичных вещей и в этом смысле противостоит традиции номинализма и эмпиризма. Его учение - пример крайнего реализма (в средневековом его понимании), переходящего в пантеизм. С. определяет субстанцию как причину самой себя, то есть как то, что существует через само себя и познается из самого себя. Именуя субстанцию богом, или природой, Спиноза тем самым подчеркивает, что это не Бог теистических религий, он не есть личность, наделенная сознанием, могуществом и волей, не есть творец природных вещей, Бог Спинозы - бесконечная безличная сущность, главным определением которой является существование, бытие в качестве начала и причины всего сущего. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы, называется пантеизмом; Спиноза продолжает ту традицию, которая была намечена у Ник. Кузанского и развернута у Дж. Бруно. Пантеизм Спинозы есть шаг на пути к материализму. Мышление и протяжение, согласно Спинозы - атрибуты субстанции, а единичные вещи - как мыслящие существа, так и протяженные предметы - это модусы (видоизменения) субстанции. Уже у Декарта было развито учение о своего рода параллелизме материальных и духовных субстанций. Согласно Декарту, каждому состоянию и изменению в материальной субстанции (например, в чел. теле) соотв. изменение в субстанции духовной (в человеческих чувствах, желаниях, мыслях). Сами субстанции, по Декарту, не могут непосредственно влиять друг на друга, но их действия строго скорректированы благодаря Богу. Аналогичные рассуждение мы находим у Спинозы: все явления в физическом мире, будучи модусами атри6ута протяжения, развиваются в той же последовательности, как и все модусы в сфере мышления. Весь мировой процесс, таким образом, совершается в силу абсолютной нужности и чел. воля ничего не в состоянии здесь изменить. Спиноза вообще не считает такой способности, как воля: единичная чел. душа не есть нечто самостоятельное, она не есть субстанция, дух человека это не что иное, как модус мышления, а потому, согласно Спинозы, “воля и разум - одно и то же”. Индивидуум может только постигать ход мирового прогресса, чтобы сообразовать с ним свою жизнь и свои желания.

11. “Этика” Спинозы. Бог - реальная близкодействующая причина, растворяется в природе, отождествляется с ней. Природа является причиной самой себя. “В природе нет творения, а только порождение”. Бог и природа единая субстанция (пантеизм). Спиноза является монистом (существует некая единая субстанция). Бог создал вещи единственным образом. Бог есть нужность и следствие природы, поэтому чудеса невозможны. Бог, природа и субстанция вечны, никакого порождения нету, а есть только Базис близкодействия, который определяет развитие мира. 1. Природа порождающая (несет в себе активный импульс) – модусы (накопители, хранители информации о предметах). 2. Природа порожденная (фиксация импульса в порожденной форме) – субстанция. У субстанции есть атрибуты (неотъемлемые от субстанции, постоянно присутствующий в ней). Атрибутов великое множество. Протяжение – материальный атрибут природы, мышление - духовный. Но при этом у бога может быть бесконечное количество атрибутов (мы о них просто не знаем). Модусы - конкретные воплощения атрибутов в реальном мире. Базис и связь модусов (вещей) в мире такой же как и у идей. Субстанция порождает атрибуты, потом затрачивает модус, потом появляются и исчезают реальные вещи. Движение и покой - равноправные модусы протяжения. Метод интpаспекции – нужно обратиться внутрь своего разума. Hикакой случайности не существует по определению (демокpитовский детерминизм). Случайность - следствие нашего незнания. Базис получения удовольствия от земной жизни. Аффекты состояния - желания, влечения, надежда и страх. 1. Аффекты пассивные, носят созерцательный характер (страх, эйфория, прострация). Негативны, так как мешают человеку в развитии и познании. 2. Аффекты действия. Активное состояние. Надо стараться пассивные аффекты переводить в активные. Если так двигаться, то так можно выполнять Базис удовольствия. Влечение основано на биологической природе человека. Желание - осознанное. Надежда и страх связаны с человеческой неуверенностью с будущим положением вещей (не совместимы с Базисом детерминизма). Индивидуум должен познать природную нужность. Свобода воли человека - “познанная нужность”. Индивидуум должен подчиняться естественному ходу событий. Индивидуум вносит свою компоненту в мировой разу. Дух после смерти сохраняется (интерпретация бессмертия человека.) Три вида познания: 1. Чувственное познание (адекватно обыденной жизни; несовершенный путь). 2. Рассудочный метод познния (метод действия понаслышке). Заключается в создании неких абстракций в результате отвлечения внимания от одних признаков и сосредоточение на друних. 3. Метод интеллектуальной интуиции. Возможность прониконвения в сущность объекта с помощью разума.

12. Солипсизм Беркли. Согласно Беркли, в основе понятия материи лежит допущение, будто Человек может, отвлекаясь от частных свойств вещей, образовать отвлеченную идею общего для них вещественного субстрата. Однако это, по Беркли невозможно: у нас нет и не может быть чувств. Восприятия материи как таковой; наше восприятие каждой вещи разлагается без остатка на восприятие известной суммы отд. ощущений - “идей”. Для вещей “быть” всегда означачает “быть в восприятии”. Беркли утверждал, что наш ум может образовать общую идею вещи, но не общую идею материи, в каковой вообще не нуждаются ни наука, ни философия, так как идея материи ничего не прибавляет к свойствам вещей сверх того, что может дать чувственного восприятия. Используя метафизическую односторонность номинализма, отвергавшего объективность общего в единичных вещах, Беркли выступил с отрицанием реальности универсалий и самой возможности абстрактных понятий. Признав ошибочной идею разделении первичных и вторичных качеств, Беркли отрицал и основанную на ней идею материи как субстанции. Все “идеи” существуют только в душе (как мысли и страсти, так и различные ощущения). “Идеи” не может быть копиями или подобиями внешних вещей: “идея” может быть сходна только с “идеей”. Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного идеализма выводы, Беркли утверждал, что воспринимающий субъект - не один, и вещь, которую перестал воспринимать один субъект, может восприниматься другими субъектами. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма “идей” в уме Бога - субъекта, который вечно существует и “вкладывает” в сознание отдельных субъектов содержание их ощущений.

13. Основания скепсиса у Юма. Теория познания Юма сложилась в результате переработки им материалистической теории познания Локка и субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма. Агностицизм Юму оставлял теоретически открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления. Поскольку Юм полагал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил ее проблемой зависимости простых идей (т.е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Образование сложных идей толковал как психологические ассоциации простых идей друг с другом. Используя критику понятия субстанции, развитую Беркли, Юм выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть “связка или пучок различных восприятий, следующих друг за другом. ” Религиозная вера, по Юму, произошла от страха людей за свое “земное” будущее. Юм остро критиковал церковь. В основе этики Юма - концепция неизменной человеческой природы. Человек по Юму - существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Юм полагал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического базиса Юм перешел к утилитаризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям “общественного блага”, обратился к альтруистическому чувству общечеловеческой “симпатии”, которое призвано умерить крайности индивидуализма.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru