ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Менеджмент Рычаги управления потребителями в вопросе энергосбережения
Рычаги управления потребителями в вопросе энергосбережения

Рычаги управления потребителями в вопросе энергосбережения

В нормативных документах должны быть отражены возможности воздействия на потребителей в вопросе энергосбережения. Важными рычагами управления могут быть:

«Силовое управление»

- энергетический аудит;

- выборочное анкетирование;

- энергетическая декларация;

- прямое государственное нормирование (для бюджетных организаций, естественных монополий).

В нормативные документы должны входить требования о разработке, корректировке государственных федеральных и региональных программ по энергосбережению, соображения об их составе и исполнителях, источниках финансирования программ и контроле над их выполнением.

Важнейшим рычагом, управляющим процессом сбережения, должны стать государственная или межведомственная федеральная и региональные энергетические экспертизы, в обязанности которых должны входить:

ü экспертиза проектов (в т. ч. реконструкции) гражданских и производственных зданий на предмет энергоэффективности составляющих их «средств энергосбережения»;

- экспертиза крупных энергосберегающих проектов на предмет включения их в государственные федеральные и региональные программы, программы РАО «ЕЭС России» и АО-энерго.

Наконец, в нормативных документах должны быть отражены обязательства Минэнерго, Госэнергонадзора, ФЭК, РЭК, РАО «ЕЭС России», АО-энерго в области пропаганды энергосбережения.

Финансовая поддержка энергосбережения.

Сюда относятся следующие мероприятия:

- изменение системы тарифов на энергию;

- введение акцизов на продажу топлива и энергии;

- введение налоговых и кредитных льгот на проведение энергосберегающих мероприятий;

- ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования;

- введение таможенных льгот на импорт «средств энергосбережения».

Эти типы поддержки являются государственными и могут осуществляться на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или на обоих уровнях сразу.

Условия финансирования поддержки энергосберегающих мероприятий должны в нормативных документах оговариваться отдельно. Такая поддержка должна осуществляться на конкурсной и возвратной основе таким образом, чтобы не только финансируемая, но и финансирующая сторона были в экономическом выигрыше.

Институциональные решения

В этом вопросе необходимо стремиться к следующим результатам:

- более четкому определению в нормативных документах статуса и обязанностей федерального и регионального фондов энергосбережения, включая сюда определение:

1) источников его образования;

2) соотношения между средствами, отчисляемыми в федеральный и региональный фонды;

3) целесообразности использования через фонды энергосбережения средств государственной поддержки;

4) роли фондов в процедуре контроля над расходованием средств на осуществление энергосберегающих программ и мероприятий за эффективностью этого расходования;

- более четкому определению обязанностей РЭК в области энергосбережения;

- созданию государственных или межведомственных энергетических экспертиз.

На федеральном уровне создание нормативно-правовой базы энергосбережения сводится к разработке следующих документов:

1. разработка дополнений и изменений к Федеральному закону «Об энергосбережении». Дополнения должны повысить ответственность потребителей и производителей энергии за нерациональное ее использование, а также усилить заинтересованность этих организаций в энергосбережении;

2. разработка официального комментария к Федеральному закону «Об энергосбережении», обеспечив толкование статей этого закона;

3. разработка дополнений и изменений к Федеральной целевой программе «Энергосбережение России» с целью придания ей статуса Президентской;

4. и других документов.

Основными недостатками существующей нормативно-правовой базы являются: слабая согласованность нормативных, информационных и институциональных положений, приводящих в жизнь систему мер для организации энергосберегающей деятельности; недостаточная роль РАО «ЕЭС России» и его дочерних структур в интенсификации энергосбережения; слабая роль ФЭК и РЭК.

Субъекты Российской Федерации при поддержке Минэнерго России также разработали региональные законодательства в области энергосбережения. Так, Законодательным Собранием Ивановской области 14 мая 1998г. был принят Закон «Об энергосбережении в Ивановской области», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы в сфере энергосбережения, осуществляемого в Ивановской области.

Контрольные вопросы

1. Что является основой для создания нормативно-правовой базы энергосбережения?

2. Назовите основные документы, регулирующие отношения при осуществлении энергосбережения.

3. Какие подпрограммы входят как составные в Федеральную целевую программу «Энергосбережение России»?

4. Перечислите основные направления работ в области энергосбережения в соответствии с целевой программой «Энергосбережение России» как на первом, так и на втором этапе ее осуществления.

5. Перечислите особенности типов потребителей энергии с учетом воздействия на них рычагов по энергосбережению.

6. Что должно быть отражено в нормативных документах для более эффективной работы по энергосбережению?

Список используемой литературы

1. Временные руководящие указания по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации. – Изд. департамент Госэнергонадзора и энергосбережения. - Т.1, Т.2.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru