Проблема определения величины цены - конспект по экономике фирмы
Согласно исходному определению, цена – это денежное выражение стоимости, и здесь не ясно как установить стоимость товара. Существует два принципиально разных подхода:
1. затратный;
2. полезный.
Продавец представляет интересы изготовителя и свои, стремиться повысить цены отталкиваясь от затратного подхода и желания получить высокую прибыль.
Потребитель, исходя из полезного подхода и желания снизить расходы на единицу полезного эффекта стремиться снизить цену. В этих условиях купля продажа происходит по взаимоприемлемой цене, когда она устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения.
Количество спроса в течение недели продукции (шт.) |
Цена единицы продукции (руб.) |
Количество предполагаемых продаж в течение недели (шт.) |
Излишки (+) дефицит (-) |
2000 |
5 |
12000 |
10000 |
4000 |
4 |
10000 |
60000 |
7000 |
3 |
7000 |
0 |
11000 |
2 |
4000 |
-7000 |
16000 |
1 |
2000 |
-15000 |
Как правило, потребители покупают при низких ценах больше, чем при высоких. Эта зависимость называется законом спроса.
Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (рыночную) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция сделает неустойчивой. Однако рыночный механизм ценообразования не отрицает необходимость предварительного расчета цен, на основе каких-либо моделей ценообразовании.
Методы формирования цен:
![]() |
Метод полных издержек. Когда к полным издержкам прибавляется некая прибыль, определяемая через нормы рентабельности: Ц=С(1+Р)
Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций.
Разновидностью этого метода является определение цены на основе метода рентабельности инвестиций. Цена определяется по той же формуле, а норма рентабельности на основе стоимости заемных средств.
В условиях развитых рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований – метод маркетинговых оценок. Данный метод основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определения эластичности спроса в зависимости от изменения цены и т.д. Он подразделяется на два подметода:
- метод сходной (подобной) цены – цена определяется в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный товар;
- метод оценки реакции покупателя – продавец выясняет и устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обязательно продан.
Часто возникают ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. В этом случае рекомендуется использовать метод удельной цены. Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнением его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:
Где ЦН – новая цена, ЦБ – базовая цена, ПН – новый показатель, ПБ – базовый показатель.
Базовым показателем может быть любая качественная характеристика товара – вес, мощность, скорость и т.п.
Как реагирует спрос в связи с изменением цены? Эластичность, показывающая степень реакции одной величины на изменение другой, может быть сильной или слабой. В одном случае малейшее увеличение цены вызывает резкое падение спроса, а в другом (при ажиотажном спросе на рынке товаров первой необходимости) рост цен вызовет лишь незначительное снижение спроса. Для принятия решения о повышении спроса или отказе от него используется инструмент эластичности спроса.
Таким образом, при эластичности спроса 1 лучше не поднимать цены, т.к. выручка от реализации начнет снижаться. В этом случае разумнее снизить цену с тем, чтобы увеличить выручку за счет роста спроса.
Реакцию покупателей на различные виды спроса можно проиллюстрировать следующей таблицей:
Характер спроса |
Поведение покупателей при снижении цены |
Поведение покупателей при повышении цены |
Эластичный (>1) |
Значительно повышают объем покупок, т.е. спрос растет быстрее, чем цена. Выручка предприятия растет. |
Значительно уменьшают объем покупок, т.е. спрос падает быстрее, чем растет цена. Выручка предприятия падает. |
Единичная эластичность (=1) |
Спрос растет теми же темпами, что падает цена. Выручка предприятия не изменяется. |
Спрос снижается пропорционально росту цены. Выручка не изменяется. |
Неэластичный (<1) |
Темпы роста спроса ниже темпов снижения цены. Выручка падает. |
Темпы падения спроса меньше темпов роста цены. Выручка растет. |
Цены фиксируются в договорах купли продажи (контрактах), в которых помимо этого указываются:
- предмет договора (количество и качество товара);
- срок (период) поставки;
- условия (базис) поставки товаров (обязанности продавца и покупателя, момент перехода права собственности);
- порядок расчетов;
- дополнительные (особые) условия;
- раситоржение (изменение) договора;
- форс-мажор;
- ответственность сторон.
В контрактах могут указываться как твердые цены, не изменяющиеся в течение срока договора, так и скользящие цены, которые могут пересматриваться при изменении согласованных элементов цен или коньюктуры рынка. Последние применяются в долгосрочных контрактах.
Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузоперевозки, тарифы на услуги связи и т.п.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, т.к. стоимость данных услуг занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции.
Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Применяя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть:
- скидки за количество приобретенных товаров;
- сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки;
- скидки для постоянных покупателей;
- скидки за платежи наличными;
- товарообменные расчеты, т.е. скидки с цены нового товара при условии сдачи старого;
- скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита.
Похожие материалы |