ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Юридические вопросы Налогообложение малых предприятий в регионах
Налогообложение малых предприятий в регионах

Налогообложение малых предприятий в регионах

Консультационные и образовательные услуги

Информационная и консультационная поддержка малого бизнеса, будучи важной формой помощи малым предприятиям (особенно вновь созданным) призвана сгладить изначальное неравенство между крупными предприятиями, способными содержать собственную маркетинговую, юридическую и прочие службы, и малыми фирмами, которые себе это позволить не могут. В трансформационной российской экономике к этому добавляется еще одно обстоятельство. Если в устойчиво развивающейся зрелой рыночной, экономике подобного рода услуги (как в силу конкуренции между множеством продавцов, способствующей снижению стоимости их услуг, так и под влиянием государственной политики) превращаются для значительной части малых предприятий в общественные блага, то в российской экономике, где переход к рын­ку осуществляется от информаци­онно «закрытого» общества, именно информация, начиная с элементарной адресно-справочной, пре­вратилась в монополизированный бюрократическим аппаратом и не­многими продавцами-монополис­тами товар. Как следствие, малые предприятия (особенно на стадии создания) зачастую ощущают нехватку инфор­мации как серьезный барьер, препятствующий их выходу на рынок. Поэтому столь важна роль информационно-консультационных цен­тров, которые (благодаря государ­ственной поддержке, а в определен­ной мере - и помощи обществен­ных предпринимательских объединений) могут оказывать широкий спектр услуг по информационно­му, правовому и учебному сопро­вождению начинающих бизнесме­нов. Возможно, в среднесрочной перспективе их деятельность, если она будет продолжена на основе бесплатного или частично платно­го предоставления соответствую­щих услуг, превратится в фактор, тормозящий развитие рыночных форм консалтинга; аудита, бизнес-образования и т.д., но сегодня она необходима.

Как показал экспертный опрос, сегодня консультационные центры (агентства поддержки малых предприятий и бизнес-школы) для малых предприятий работают в 79 субъектах РФ. Во всех обследованных субъектах РФ такие :консуль­тационные центры созданы и фун­кционируют. В то же время, на одного «усредненного» субъекта РФ приходится в среднем 9 консультационных центров региональной сети бизнес-образования. Данный пока­затель значительно различается по регионам: от 1-2 в 21% субъектов РФ до 6олее чем 10 - в 14,5%.

Средняя численность выпускников консультационных центров (ежегодный выпуск) в расчете на одного «усредненного» субъекта РФ составляет 642 человека. Общая же численность консультационных и обучающих центров (агентств) для малых предприятий в Российской Федерации по состоянию на ноябрь 1997 г. примерно равна 792. Общий выпуск слушателей этих центров за год составляет 56496 человек.

Практически во всех субъектах РФ существуют специальные информационные источники для малого предпринимательства. В час­тности, в 6 субъектах РФ издаются региональные газеты для малых предприятий; в 22 субъектах РФ подготовлены специ­альные бизнес-программы на местных телеканалах. Специальные передачи по бизнес-телеканалу ведутся в основном в Москве.

Налогообложение малых предприятий в регионах

Непомерное налоговое бремя является, по общему мнению российских экспертов, занимающихся исследованием малого бизнеса, важнейшей причиной тяжелого финансового положения малых предприятий и, соответственно, их стремления «уйти от налогообложения всеми доступными - подчас противозаконными методами: кривая Лэффера отражает, пожалуй, действие в России одного из немногих установленных монетаризмом законов; и этого не оспаривает никто. Так, согласно экспертным оценкам, собираемость налогов с малых предприятий составляет примерно 64-65% от действительно причитающейся к уплате суммы. Разброс этого усредненного показателя по регионам, однако, довольно велик.

Если судить по оценкам респондентов, можно утверждать, что хуже всего собираемость налогов от малых предприятий в Воронежской и Саратовской областях, а также в Москве. А в Красноярском крае руководители ни комитета, ни фонда поддержки малых предприятий, ни ассоциации вообще не могли высказать сколько-нибудь определенного суждения о собираемости налогов с малых предприятий.

Экспертный опрос свидетельствует о том, что собираемость Wс малых предприятий в целом не зависит от наличия в регионе льгот по налогообложению малых предприятий, ни от других форм поддержки малых предприятий в регионах. Это означает, на наш взгляд, что никакими методами создания благоприятной предпринимательской среды невозможно компенсировать тот урон, который малому бизнесу наносит близорукая фискальная политика центральных и региональных властей; низкая со­бираемость налогов - вот самое зримое отношение хозяйственного миттельштанда к экономической политике «поддерживающего» его государства.

Выше всего поступления от малых предприятий в бюджет Моск­вы (при низкой собираемости налогов, связанной с тем, что московские малые фирмы гораздо более изощрены в изобретении способов ухода от налогообложения). Раз­брос по величине поступлений от малых предприятий в региональные бюджеты при этом довольно велик.

Если исходить из достоверности этих данных и сопоставить их с имеющимися в нашем распоряжении данными Госкомстата России зa1996 г. (согласно которым доля поступлений в федеральный бюджет от малых предприятий во всех экономических районах страны достигла уровня 35%; а в некоторых - даже 45%), то можно констатировать, что на сегодняшний день тот уровень госу­дарственной власти, который в принципе «дальше» от малого биз­неса, получает от него более весо­мую долю бюджетных доходов, чем региональные бюджеты. Оче­видно, что до тех пор, пока такое положение сохраняется, очень тру­дно будет добиться более высокой заинтересованности субъектов Фе­дерации в развитии малого бизне­са, не говоря уже об органах мест­ного самоуправления, которые ныне поддерживают малые предприятия сугубо из альтруистических побуждений.

Чепуренко А. Ю.Доктор экономических наук " РНИСиНП

Шереги Ф. Э.Кандидат философских наук Центр социального прогнозирования и маркетинга




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru