ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Ценообразование Практика управления товарными категориями в сфере товародвижения
Практика управления товарными категориями в сфере товародвижения

Практика управления товарными категориями в сфере товародвижения

Все товарные артикулы были сгруппированы по общности в реализации однородных потребностей клиентов компании в 5 товарных категорий, отраженных в таблице 1.

Таблица 1 - Группировка товарных групп в товарные категории по общности в реализации потребностей клиентов

№ п/п

Наименование групп товаров по их назначению

Наименование товарной категории

1.

Товары для семейного потребления

«Семья»

2.

Товары для специальных семейных торжеств

«Праздник»

3.

Товары для ухода и питания детей

«Любовь»

4.

Товары для ухода и питания домашних животных

«Забота»

5.

Товары импульсного спроса

«Мелочи»

Для примера приведем результаты оптимизационного процесса товарной категории «Забота». Характер кривой, отраженной на рисунке 1, демонстрирует традиционную ситуацию неэффективного формирования ассортимента товаров. Результаты обобщенного анализа категорийной классификации товарной категории «Забота» помещены в таблицу 2.

В качестве примера ниже приводятся результаты оптимизационного эксперимента в рамках товарной категории «Забота», как наиболее характерной по своим экономическим характеристикам и масштабам распространения в сфере розничной торговли продовольственными товарами г. Кемерово. На рисунке 4 показаны результаты категорийной стратификации товарной категории «Забота» до и после оптимизации ее структуры. В эту категорию включены 510 товарных артикулов, входящие, в свою очередь, в 350 товарных марок.

Кривая распределения совокупной ценности ресурса (товарооборот), отраженной на рисунке 1, описывается функцией

(r2=0,9) и отражает традиционную ситуацию для неэффективного управления структурой торгового ассортимента товаров. Угол, образованный плечами развернутой фигуры распределения долей многочисленных товарных артикулов, отражает ситуацию несовершенного распределения и приближен к 900.

Рисунок 1- Результаты категорийной классификации товарной категории «Забота» по критерию «товарооборот» до и после оптимизации

Как можно заметить из данных, приведенных в таблице 2, в сектор А, составляющий ок. 80 % совокупного товарооборота, вошло ок. 18 % численности товарных артикулов.

Таблица 2- Обобщенные результаты категорийной классификации фактической структуры ассортимента товарной категории «Забота»

Код стратегического сектора

Сумма товаро-оборота, тыс. руб.

Доля в товаро-обороте, %

Число товарных групп

Доля в общей численности товарных групп, %

А (№1 по №90)

7510

79,5

90

17,7

В (№91 по №180)

1456

15,4

90

17,6

С (№181 по №510)

481

5,1

330

64,7

ИТОГО:

9447

100,0

510

100,0

Сектор В, составляющий ок. 15 % совокупного товарооборота, представлен ок. 18 % численности товарных артикулов. Наиболее многочислен сектор С, в который вошли ок. 64 % численности товарных артикулов, в своей совокупности составляющие только ок. 5 % товарооборота компании. Полученные данные подтверждают ситуацию, характерную для неэффективно управляемого ассортимента товаров, широко распространенную в практике розничной торговли продовольственными товарами потребительского назначения.

Данная товарная категория подвергалась в условиях эксперимента оптимизации с помощью вышеуказанных методов и процедур. Результаты оптимизационного эксперимента показаны на рисунке 1 (кривая после оптимизации) и в таблице 6. Кривая распределения совокупной ценности ресурса (товарооборот), изображенная на рисунке 6 после оптимизации, описывается функцией


(r2=0,97) отражает существенное улучшение ситуации по степени эффективности управления торговым ассортиментом товаров. Так, плечевой угол развернутой фигуры распределения долей элементов этой совокупности в большей мере приближен к углу совершенного распределения, чем до оптимизационного эксперимента.

В таблице 3 показаны обобщенные результаты категорийной стратификации оптимизированной структуры ассортимента товарной категории «Забота». Как можно заметить из данных, приведенных в таблице 6, в сектор А, составляющий ок. 82 % совокупного товарооборота, вошло ок. 35 % численности товарных артикулов. Сектор В, составляющий ок. 13 % совокупного товарооборота, представлен ок. 18 % численности товарных групп. Наиболее многочислен сектор С, в который вошли ок. 47 % численности товарных групп, в своей совокупности составляющие только ок. 5 % товарооборота категории.

Таблица 3 - Обобщенные результаты категорийной классификации оптимизированной структуры ассортимента товарной категории «Забота»

Код стратегического сектора

Сумма товаро-оборота, тыс. руб.

Доля в товарообороте, %

Число товарных групп

Доля в общей численности товарных групп, %

А (№1 по №157)

9114

81,8

157

35,3

В (№158 по №237)

1449

13,1

78

17,7

С (№238 по №444)

573

5,1

209

47,0

ИТОГО:

11136

100,0

444

100,0

Оптимизационный эксперимент выявил необходимость элиминирования из совокупности товарных артикулов, составляющих анализируемую товарную категорию, достаточно большое (ок. 15 %) количество тех товарных артикулов, которые отличались низкой рыночной силой, слабыми показателями товарооборота и частотности покупок. Вследствие этого, замораживали значительные ресурсы розничного продавца в неэффективных товарных запасах и излишними объемами оборотных средств, привлекаемых из кредитных источников. Помимо этого, использование принципов, заложенных в методологии формирования ассортимента товаров – целевая направленность, нормативное прогнозирование, знание и понимание потребностей участников товародвижения, категорийный менеджмент и акцентирование на интегрированное впечатление от ассортимента товаров позволило повысить покупательский спрос на товары, включенные в анализируемую категорию. Оптимизация структуры ассортимента товаров анализируемой категории способствовала достижению паритета участников товародвижения, что отразилось на росте товарооборота (ок. 18 %).

Мумжиев А.А., ОАО «Коммерсант», г.Новокузнецк





Похожие материалы



 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru