Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью предприятия
Тезисы о совершенствовании системы управления дебиторской задолженностью организации
Щудрова Я.С. Совершенствование системы управления дебиторской задолженностью предприятия. Сборник тезисов школы-конференции молодых ученых «Фундаментальные науки – специалисту нового века» («Дни науки в ИГХТУ») 16-20 мая 2017 года, - Иваново, ИГХТУ, 2017, С.486.
Научный руководитель: к.эк.н, доцент Одинцова Е.В. (ИГХТУ)
Каждое предприятие в процессе своей деятельности производит расчеты с внутренними и внешними контрагентами, а именно с заказчиками и подрядчиками, поставщиками и покупателями, с учредителями, с налоговыми органами, банками, со своим персоналом и прочими дебиторами. Большинство организаций часто сталкиваются с проблемами возникновения и взыскания дебиторской задолженности, что объясняется существованием определенных рисков при осуществлении взаиморасчетов между контрагентами по результатам хозяйственной деятельности. Поэтому устойчивость бизнеса и возможность существовать в конкурентной среде для предприятия в рыночной экономике в большой степени зависит от достоверности, прозрачности, полноты объема и своевременности предоставления информации, используемой при принятии управленческих решений.
Дебиторская задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы денежных расчетов между организациями, при которой зачастую происходит разрыв во времени между предъявлением платежных документов к оплате и временем их реальной оплаты.
Управление дебиторской задолженностью является частью управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, которая направлена на максимизацию объема реализации продукции и заключается в уменьшении общего размера задолженности. К основным целям управления дебеторской задолженности можно отнести ограничение допустимого уровня дебеторской задолженности, сокращение бюджетных долгов, оценку упущенной выгоды от неиспользованных средств. В состав процесса управления дебиторской задолженностью входят следующие направления: контроль за формированием и изменением дебиторской задолженности; порядок выдачи кредитов для разных групп покупателей (кредитной политики); анализ и ранжирование клиентов (на основе кредитных историй); контроль расчетов с дебиторами по отсроченным и просроченным задолженностям; прогноз поступлений денежных средств от дебиторов; определение приемов ускорения востребования долгов и уменьшения размера безнадежных долгов.
Основной грамотного управления дебиторской задолженностью является принятие управленческих решений по следующим аспектам: учет дебиторской задолженности, приходящейся на определенную отчетную дату; диагностический анализ состояния и причин, по которым у предприятия оказались проблемы с дебиторской задолженностью; разработка адекватной политики и внедрение в практику предприятия современных методов управления дебиторской задолженностью; контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности.
Основополагающим моментом при управлении дебиторской задолженностью является осознание того, что увеличение дебиторской задолженности является следствием расширения объёмов продаж. Снижение объёмов продаж напротив может привести к увеличению затрат на хранение готовой продукции. Таким образом, организациям необходимо находить компромис, стремясь к достижению оптимального уровня дебиторской задолженности, который позволит снизить потребность в заемных средствах финансирования и окажет положительное влияние на эффективность деятельности организации.
Похожие материалы |