Бюджетная система
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах. Бюджетная система является глав звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства РФ определяются Конституцией страны и ее государственных устройством как федеративной республики, субъектами Федерации, которыми являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ Бюджетная система РФ состоит из 3 уровней:
1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
2) бюджетов субъектов РФ (регион бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
3) местных бюджетов.
В настоящее время Бюджетная система РФ включают:
федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе РФ, 6 краевых и 49 областных бюджетов и бюджетов г. Москвы и Спб, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (1867 районные, 1091 городские, 329 бюджетов город районов и округов, 1922 поселковые и 24444 сельские бюджеты).
Бюджеты, входящие в Бюджетная система РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в регион бюджеты (имеют собственные доходы и расходы).
Принципы функционирования Бюджетной системы РФ. Функционирование Бюджетной системы РФ основано на следующих основополагающих принципах: 1) единство Бюджетной системы;
2) разграничение доходов и расходов между уровнями Бюджетной системы;
3) самостоятельность бюджетов разных уровней;
4) полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5) сбалансированность бюджета;
6) эффективность и экономность использования бюджетных средств;
7) общее покрытие расходов бюджета;
8) гласность;
9) достоверность бюджета;
10) адресность и целевой характер использования бюджетных средств.
Консолидированный бюджет РФ составляется для свода стат. показателей и для установления нормативов отчислений от федерального бюджета в бюджеты нижестоящих уровней. Конституцией закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации является предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.
Финансово-бюджетный федерализм — это разделение полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов и, в частности, в бюджетной сфере.
Похожие материалы |