Необходимость снижения издержек на предприятиях
Автопроизводители требуют снижения цен от своих поставщиков. И, чаще всего, поставщики уступают: в течение последующих нескольких лет ожидается среднегодовое снижение цен поставщиков порядка 3,3 %. Данная тенденция проявляется у автопроизводителей Северной Америки более выражено, чем у автопроизводителей Японии. Всему виной так называемое явление "кайратсу". Оно заключается в том, что несколько компаний (в том числе и поставщики и производители) владеют частью активов друг друга, образуя конгломерат, что приводит к сильным затруднениям, возникающим при анализе деятельности каждой из компаний. При "кайратсу" поставщики рассматриваются как "члены семьи" и, даже, несмотря на то, что необходимо снижение цен поставщиков, японские автокомпании сперва убедятся, не нанесет ли это финансового вреда поставщикам.
Японская компания обязательно попросит предоставить уточняющую информацию. Если снижение цен все-таки происходит, компания обязательно поинтересуется у поставщика: "За счет чего Вы добились такого снижения?". Однако, такой тип взаимоотношений не распространен среди американских компаний.
Джефф Триммер, директор производственного и стратегического подразделения компании ДеймлерКристид в штате Мичиган говорит, что компания исповедует другой подход к проблеме. Компания не вступает в процесс переговоров с поставщиком "со слишком уж оптимистичным настроением, но пытается найти те области решения проблемы, где снижение цен поставщиков было бы взаимовыгодным". Компания полагает, что применение другой тактики привело бы к снижению производительности. Триммер говорит "Нам ничего хорошего не даст, если мы снизим маржу до тех пределов, где поставщик может получать прибыль… В действительности, если поставщик испытывает трудности, мы сами окажемся по уши в неприятностях, если не будем сотрудничать."
Для поставщика крайне важно осознавать, что входит в структуру его издержек. Не зная этого, поставщики не смогут эффективно вести переговоры относительно снижения цен. Поставщик обязан понимать структуру своей отпускной цены, ассортимент товаров (товары общего потребления или дорогие товары) и их конкурентоспособность. Им необходимо "почувствовать, где нужно остановиться. Если никогда не говорить "нет", то с тебя никогда не слезут."
Во-вторых, если рассматривать определенные издержки на труд как прямые, это может привести к ошибочной оценке себестоимости товаров или услуг. Допустим, в обрабатывающем подразделении компании "Борд Батлер" занято 20 рабочих. Они получают $8 в час за основное рабочее время и $12 за внеурочное. В течение одной недели они проработали 1000 часов (т.е 200 часов внеурочно), чтобы успеть выполнить поступивший заказ. Из общей выплаченной рабочим суммы $8800 лишь $8000 (1000 часов х $8 за час) могут быть классифицированы как прямые издержки на труд. Оставшиеся $800 (200 часов х $4 за час) рассматриваются как накладные расходы. Если бы издержки на оплату внеурочного времени рабочих были перенесены на стоимость товаров, изготовленных в это внеурочное время, то издержки на труд для них составили на 50% больше, чем для товаров, произведенных в обычные рабочие часы. Так как график производства может периодически случайным образом изменяться, то излишние издержки на оплату внеурочного времени не должны быть перенесены на товары в это время изготовленные. Следовательно, издержки на внеурочное время или надбавки за работу во второй или третьей смене обычно рассматриваются как накладные расходы и распределяются на всю изготавливаемую партию товара.
Однако существуют некоторые случаи, когда такие издержки не могут считаться накладными расходами. Если заказчик требует, чтобы работа выполнялась во внеурочное время или требуется срочное выполнение заказа, данные издержки считаются прямыми издержками на труд и переносятся на стоимость их производства. Допустим, что кандидат в губернаторы штата Массачусетс заказал 4 деревянных карикатурных фигуры на самого себя для проведения кампании по сбору средств. Заказ необходимо выполнить в течение трех недель. Чтобы выполнить заказ, рабочим придется трудиться во внеурочное время. Поэтому, счет, предоставленный кандидату в губернаторы должен отражать понесенные на оплату внеурочного рабочего времени издержки.
Труд рабочих, занятых непосредственно на производстве товара должен классифицироваться как прямой труд и их заработная плата без применения различных методов распределения должна переноситься на стоимость производства.
Так как труд людей исторически составляет основу производственной деятельности, издержки на прямой труд раньше составляли основную часть производственных издержек. Сегодня при высокой степени автоматизации производственного процесса издержки на прямой труд составляют лишь 10-15% суммарных производственных издержек. Возможно, вскоре издержки на прямой труд будут полностью заменены новым видом производственных издержек – стоимостью производственных роботов и другого полностью автоматизированного оборудования.
Список литературы:
Brian Milligan, "Automakers Keep Demanding Price Cuts from Suppliers," Purchasing (9 марта, 2000).
Похожие материалы |