Электронная отчетность. История развития
Электронная отчетность - это обмен конфиденциальной информацией по телекоммуникационным каналам связи (ТТК).
В последнее время в мире растет количество проектов, целью которых является организация обмена конфиденциальной информацией между предпринимателями и государственными органами по телекоммуникационным сетям. Сегодня целый ряд стран перешли или переходят на безбумажную технологию сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности через Интернет.
История возникновения и развития электронной отчетности
Впервые сдача налоговой отчетности по каналам связи была опробована в США, в 1986 г.
В первом эксперименте участвовало три города. В следующем году в него включилось еще четыре. В 1988 году в программе участвовало уже 14 штатов. Подобный успех стал возможным благодаря идее привлечь частные компании. Уже тогда отчеты поступали в главный государственный налоговый орган – Службу внутренних доходов (IRS) - от авторизованных посредников (обычно аудиторских компаний), к чьим услугам по формированию отчетности традиционно прибегают американцы. Сформированный отчет посредник отправлял в местное отделение IRS, за что взимал плату. Однако после отправки отчета в электронном виде, налогоплательщикам приходилось распечатывать свои формы, подписывать их и посылать по почте письмом. К тому же в первые годы IRS не имела технической возможности переправлять отчеты из региональных отделений в Вашингтонский штаб через Интернет - вся информация копировалась на магнитные ленты и доставлялась по почте.
Настоящим толчком развития системы, позволившим обеспечить широкий охват налогоплательщиков данной услугой, стала разработка крупными информационными компаниями программного обеспечения для подготовки и отправки отчетности. Качественные продукты повысили удобство пользования и уровень подключений.
Под конец 90-х налогоплательщики получили возможность, используя одобренное IRS программное обеспечение, отправлять отчеты из дома через специализированных операторов связи. Операторы обеспечивали техническую поддержку и играли роль арбитра и защищали интересы налогоплательщика в спорах между гражданином и государством. В 1998 году 500000 отчетов было отправлено из дома. Через год цифра достигла 2,5 млн.
Вслед за США преимуществами электронного взаимодействия налоговых органов и граждан воспользовались и другие страны. Налогоплательщики Канады, Германии, Великобритании, Австралии и многих других стран, список которых постоянно растет, подготавливают и передают свои отчеты электронно с помощью программных разработок частных компаний.
Организация сдачи отчетности в разных странах
США
В 1998 г. Конгресс США поставил цель: к 2007 году 80 % всех отчетов должно сдаваться в электронном виде. Решение подкрепили законодательно. В 2006 году вышли постановления, запрещавшие сдавать некоторые отчеты другим способом, кроме электронного. Так же обязанность распространилась на юридические лица имеющие более 10 млн. долларов активов.
Сейчас американцы могут представить свой отчет по каналам связи несколькими способами:
1. Подготовить и отправить через аудиторскую фирму-посредника.
2. Заполнить отчеты сами с помощью купленного программного обеспечения и оправить отчет через оператора. (Каждое обновление системы жителю штатов обойдется не менее чем в 50 долларов).
3. Заполнить отчет в режиме он-лайн на сайтах спецоператоров. Физические лица с низким доходом – менее 50000 долларов в год - могут заполнить индивидуальную форму бесплатно (данная инициатива получила название FREE FILE).
В 2007 г., благодаря активному сотрудничеству государственных органов и частных компаний, более половины всех отчетов (и физических, и юридических лиц) американцы послали через Интернет.
Канада
В Канаде государство отказалось от разработки собственного программного обеспечения для подготовки отчетности. Отправить отчет по сети налогоплательщик может, воспользовавшись тремя системами.
1. E-FILE – отчетность готовит и отправляет посредник.
2. NETFILE - самостоятельная подготовка и отправка отчетности.
3. TELEFILE - гражданин, давно и правильно представляющий отчетность, и имеющий несложные данные для декларирования, может позвонить по бесплатному номеру и «сдаться» роботу. После подтверждения личности налогоплательщика с помощью персональных данных и кода доступа, он следует подсказкам системы и заполняет соответствующие данные, нажимая на кнопки. Когда отчет заполнен, система повторяет все данные. Налогоплательщик подтверждает правильность и получает код подтверждения отправки.
Швеция
В Швеции электронная налоговая отчетность скрепляется электронной печатью, которая выдается налоговым управлением и устанавливается работником налогового управления на один компьютер предприятия.
Частные предприятия помогают налоговым органам в обработке деклараций. Они производят сканирование деклараций и возвращают электронные образцы в единую территориальную налоговую структуру и базы данных деклараций. Бумажные декларации фирма не возвращает. Она архивируют их, а затем самостоятельно сдает в государственный архив. Таким образом, оказывается значительная помощь налоговым органам. Кроме того, это дает возможность предприятиям поэтапно переходить на использование электронного документооборота.
Австралия
В Австралии популярность электронной отчетности столь велика, что более 75% отчетов отправляется бухгалтерами по сети. В отличие от других стран для отправки австралийцы пользуются не электронно-цифровой подписью, а числовым кодом (TFN - tax file number). Чтобы получить этот уникальный код, гражданин должен обладать хорошей памятью и быть способным воспроизвести данные своего прошлогоднего отчета.
Германия
Германия одной из первых стран в 1997 году приняла закон об электронно-цифровой подписи. Налоговые декларации по электронной почте немцы сдают с 1999 года. Правда, иногда отправку отчетности приходится дублировать по обычной почте. Например, так поступают с декларацией по подоходному налогу. Распечатать нужную декларацию можно из той же программы, которая отправляет отчет по e-mail.
Саму программу для сдачи электронной отчетности можно приобрести у компаний, разрабатывающих программное обеспечение. Эти фирмы бесплатно получают от налоговиков так называемое программное ядро, дорабатывают его и распространяют среди налогоплательщиков.
Франция
Сдача отчетности во Франции происходит напрямую через Интернет. Год от года, число граждан, сдающихся через Интернет, увеличивается. В 2007 г. 7.5 миллионов налогоплательщиков заполнили и сдали свои декларации по телекоммуникационным каналам связи. В 2006 г. – число сдающихся было 5.7 миллионов, в то время, как в 2005 г. – всего два миллиона.
Напрямую через Интернет можно посчитать свои налоги, выбирая нужное поле, заполняя клетки, отвечая на вопросы.
Калькулятор требует заполнения обязательных строк. Причем, произвести калькуляцию можно как на текущий период, так и подсчитать свои налоги на будущий период.
Бельгия
По данным опросов, 51% пользователей РС, используют его главным образом для выхода в Интернет. Для сдачи отчетности используется технология Tax-on-web. Подобная практика проста в использовании. Сдача отчетности происходит напрямую с предприятия в налоговые органы.
Люксембург
С вступлением в силу налоговой реформы 2001-2002 гг, которая стала одной из важнейших финансовых реформ, Люксембург стал одной из первых стран Европы, сдающих налоги через Интернет.
По данным Организации Участников Экономического Развития, организации Люксембурга, сдающие отчетность через интернет по количеству занимают первое место среди европейских стран. На правительственном сайте размещены формуляры по заполнению налоговых деклараций, но для их заполнения необходим идентификационный номер.
Нормативные документы
В России федеральный закон «Об электронно-цифровой подписи» и ряд нормативных документов, изданных в 2002 году, сформировали необходимую законодательную базу для создания и развития защищенного юридически значимого электронного документооборота, установили порядок представления налоговой и бухгалтерской отчетности через Интернет в налоговые органы.
Законодательные акты, регламентирующие электронный документооборот, а также порядок представления отчетности по телекоммуникационным сетям:
Федеральные законы
1. от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
2. Закон дал определение следующим терминам:
3. электронный документ;
4. электронная цифровая подпись;
5. закрытый ключ электронной цифровой подписи;
6. открытый ключ электронной цифровой подписи;
7. сертификат ключа подписи;
8. владелец сертификата ключа подписи;
9. подтверждение подлинности электронной цифровой подписи в электронном документе;
10. информационная система общего пользования;
11. корпоративная информационная система.
12. Целью данного Федерального закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
13. Другие законодательные акты:
14.от 28.12.2001 № 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первой Налогового кодекса Российской Федерации»;
15.от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями).
16.Приказы ФНС России
17.От 02.04.2002 № БГ-3-32/169 «О порядке представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»
18. - основополагающий документ, определяющий общий порядок электронного документооборота между налогоплательщиком и налоговым органом по телекоммуникационным каналам связи.
19.От 10.12.2002 № БГ-3-32/705 «Об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи»
20. - приказ определил следующие аспекты:
21. требования к программно-аппаратным средствам представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
22. процедуру сопровождения формата представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде;
23. требования к специализированным операторам связи;
24. правила использования средств ЭЦП и средств шифрования;
25. порядок электронного документооборота при представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи;
26. порядок формирования информационной выписки об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом в электронном виде.
Другие приказы:
28.от 24.01.2008 № ММ-3-13/20@ «О порядке разработки проектов новых форм налоговых деклараций (расчетов) и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов»;
29.от 14.02.2003 № БГ-3-06/65 «Об утверждении Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности»;
30.от 13.04.2007 № ММ-3-13/230@ «О внесении изменения в приказ МНС России от 22.12.2003 № БГ-3-13/705@ "Об утверждении формата представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00)"»;
31.от 10.04.2007 № ММ-3-25/219@ «О Временном порядке обеспечения представления налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
32.Отчетность в Пенсионный фонд РФ
33.Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
34. Согласно этому закону абонентами электронного документооборота с ПФР могут являться юридические и физические лица, уплачивающие обязательные платежи в Пенсионный Фонд РФ, и предоставлять отчеты по персонифицированному учету в ПФ в электронном виде, без дублирования на бумажных носителях (отпадает необходимость распечатывать, прошивать и подписывать пачки бумаг). Это упростило процесс подготовки, ввода и обработки отчетности, но отчеты на носителях страхователям приходилось доставлять в органы ПФР самостоятельно.
35. Мероприятия по организации сдачи отчетности с ЭЦП по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) Пенсионный фонд РФ начал в 2006 г.
36.Распоряжение Правления ПФ РФ от 11.10.07 № 190р «О внедрении защищенного электронного документооборота в системе индивидуального (персонифицированного) учета для целей обязательного пенсионного страхования»
37. - основополагающий документ по организации обмена документами индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов по телекоммуникационным каналам связи в системе электронного документооборота Пенсионного фонда Российской Федерации.
38. В приложении к Распоряжению представлено четыре документа:
39. Технология обмена документами – описывает базовые термины СЭД ПФР, схему взаимодействия участников ЭДО, предоставляет юридические шаблоны соглашений и заявлений;
40. Протокол обмена документами – прописывает непосредственно электронные форматы документов и организацию транспорта;
41. Регламент документооборота – регламентирует принципы построения юридически значимого ЭДО с ПФР;
42. Регламент информационной безопасности. Документ описывает:
43.требования по информационной безопасности при сдаче отчетности страхователями в органы ПФР с использованием услуг УЦ и Операторов связи;
44.порядок организации защищенного электронного документооборота;
45.порядок разрешения конфликтных ситуаций.
Другие документы:
47.Постановление Правления ПФ РФ от 31.07.2006 № 192п «О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению».
48.Закон № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» от 30 апреля 2008 г.
Этот ФЗ активно рекламируется ПФР во всех СМИ, проводятся разъяснительные акции силами ОПФР. Закон обязал организации с численностью >100 сдавать формы ДСВ-1,ДСВ-3 только в электронном формате. Предусмотрена круглогодичная отчетность по ДСВ-1 и квартальная по ДСВ-3.
Электронный документооборот
Технологии сдачи отчетности
Существует 3 варианта сдачи отчетности.
При сдаче отчетности по электронным каналам связи вы:
1. формируете отчетность в программе;
2. готовите и отправляете электронный документ в соответствующие контролирующие органы по электронным каналам связи;
3. получаете подтверждение от контролирующего органа о сдаче отчетности.
При сдаче отчетности на магнитном носителе:
1. формируете отчетность в программе;
2. записываете отчетность в файл на магнитный носитель (дискету или flash-носитель);
3. представляете магнитный носитель с отчетностью и распечатанный отчет в соответствующие контролирующие органы.
При сдаче отчетности на печатном бланке:
1. формируете отчетность в программе;
2. распечатываете отчетность на печатном бланке;
3. представляете печатный бланк с отчетностью в соответствующие контролирующие органы.
Участники электронного документооборота
Существует возможность организовать электронный защищенный и юридически значимый документооборот с различными контролирующими органами:
- Федеральной налоговой службой;
- Пенсионным фондом Российской Федерации;
- Федеральной службой государственной статистики;
- Фондом социального страхования.
Схема документооборота
Процедура сдачи отчетности заключается в следующем: налогоплательщик отправляет подготовленную отчетность в налоговую инспекцию, в ПФР или Росстат. Документы подписываются электронной цифровой подписью, которая является аналогом собственноручной. Налогоплательщик получает подтверждение о доставке отчетности в инспекцию.
Существующие схемы:
1. Схема сдачи отчетности через оператора связи.
2. Схема сдачи отчетности «без оператора».
Схема сдачи отчетности через специализированного оператора связи. Функции оператора связи как независимой стороны, подтверждающей факт представления и доставки документов.
1. Налогоплательщик формирует отчет, подписывает его своей ЭЦП и отправляет в адрес контролирующего органа.
2. Отчет поступает к специализированному оператору связи. Спецоператор высылает налогоплательщику подтверждение, подписанное своей ЭЦП. В подтверждении фиксируется время представления отчета в контролирующий орган.
3. От спецоператора отчет поступает в контролирующий орган. Здесь автоматически происходит его проверка. После этого в адрес налогоплательщика высылается протокол проверки, подписанный ЭЦП данного контролирующего органа.
4. Специализированный оператор связи (далее - Оператор) - предоставляет услуги по обмену открытой и конфиденциальной информацией, гарантирует доставку электронных документов, обеспечивает формирование и выдачу подтверждений Оператора.
Оператор может представлять услуги Удостоверяющего центра, в случае представления данных в электронном виде с использованием ЭЦП.
Самая главная функция оператора связи – транспортная. Он осуществляет связь между конечными пользователями системы электронной отчетности и физически передает файлы с информацией от абонентов к специалистам госорганов и обратно. При этом никаких других действий с информацией, кроме транзита, оператор связи не выполняет!
Наличие оператора связи необходимо для обеспечения корректного документооборота между плательщиком и государственными органами. В случае возникновения споров оператор связи является третьей стороной, которая правомочна подтверждать факт доставки и отправки документов.
Специализированный оператор связи оказывает услуги по транспортировке отчетности от компьютера налогоплательщика до сервера инспекции. Кроме того, спецоператоры выполняют важнейшую функцию — они фиксируют время отправки отчетности.
Деятельность спецоператоров лицензируется. Для работы в каком-либо регионе спецоператор должен заключить соответствующий договор с местным Управлением ФНС России. Как правило, в каждом регионе работают несколько специализированных операторов связи. Например, в Москве услуги по доставке отчетности оказывают три крупных спецоператора: ЗАО «ПФ «СКБ Контур», ООО «Такском», ООО «Тензор».
Схема «Без оператора»
Отправка налоговой и бухгалтерской отчетности в унифицированном формате передачи данных возможна как через специализированного оператора связи, так и через сервер обмена ГНИВЦ-Прием Регион - Главный научно-исследовательский вычислительный центр ФНС (в дальнейшем ГПР).
В этом случае несколько меняется схема документооборота по отчету:
критерии представления и сдачи отчетности (подтверждение оператора и протокол проверки от НИ) остаются такими же, как и в случае взаимодействия со спецоператором связи, но формируются и доставляются налогоплательщику они теперь сервером обмена ГПР.
Особенности документооборота с Пенсионным фондом
1. Страхователь формирует отчетность, подписывает ЭЦП, шифрует в адрес Инспектора ПФ. Отчетность направляется на сервер оператора.
2. Оператор осуществляет обмен данными с УФПР. Оператор в данном документообороте только пересылает данные, но не хранит их.
3. Инспектор ПФ принимает отчетность, расшифровывает посылку, проверяет ЭЦП Страхователя, при этом автоматически формируется и отсылается квитанция о получении отчетности в адрес Страхователя. В течение последующих трех дней Инспектор ПФ формирует и отправляет в адрес Страхователя протокол проверки отчетности.
4. Оператор принимает посылку и отправляет ее в адрес Страхователя.
5. В момент получения Страхователем протокола проверки отчетности, автоматически формируется и отправляется квитанция о получении протокола в адрес Инспектора ПФ.
Основное отличие передачи отчетности в ПФ от передачи отчетности в НИ – ОПЕРАТОР ТОЛЬКО ПЕРЕДАЕТ ОТЧЕТНОСТЬ В ПФ, КВИТАНЦИЮ О ПОЛУЧЕНИИ НЕ ФОРМИРУЕТ. Квитанцию о получении (подтверждение сдачи) отчетности формирует ПФ.
Уполномоченная бухгалтерия, понятие. Деятельность уполномоченной бухгалтерии.
Существуют компании, которые по роду своей деятельности или в силу структурных особенностей формируют и сдают отчетность за несколько налогоплательщиков.
В подобных случаях, как правило, создается уполномоченная бухгалтерия — централизованная бухгалтерия, являющаяся уполномоченным налоговым представителем своих клиентов, использующая единую базу данных и один сертификат открытого ключа для документооборота.
Например, уполномоченными бухгалтериями являются:
1. централизованные бухгалтерии крупных бюджетных структур (управление образования, управление здравоохранения), отчитывающиеся по большому количеству налогоплательщиков;
2. централизованные бухгалтерии крупных коммерческих предприятий, холдингов;
3. фирмы, оказывающие услуги по подготовке и отправке отчетности налогоплательщикам — аудиторскими и консалтинговыми компаниями и т. п.
4. Нормативной базой, в соответствии с которой осуществляет деятельность уполномоченная бухгалтерия, являются положения статей 27-29 Налогового кодекса РФ.
Протокол, квитанция, подтверждение. Точка сдачи отчета.
Сведения считаются поданными в тот день, в который был отправлен отчет (ст.80 НК РФ). В случае каких-либо технических сбоев дату отправки подтверждает спецоператор связи. Это подтверждение имеет юридическую силу, а время получения отчета инспекцией является временем его сдачи. Если отчет пришел в инспекцию с опозданием (или вообще не дошел до налоговой), то время его отправки будет устанавливаться по подтверждению спецоператора.
Налогоплательщику после отправки налоговой и бухгалтерской отчетности уже в текущем сеансе связи приходит подтверждение специализированного оператора - электронный документ, с указанием даты и времени отправки отчетности.
Затем в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки приходят:
Квитанция о приеме - электронный документ, содержащий перечень принятых форм отчетности, подписанный ЭЦП налогоплательщика и заверенный ЭЦП налогового органа.
6. Протокол входного контроля - электронный документ, подписанный ЭЦП налогового органа, с результатами проверки отчетности на соответствие требованиям утвержденного формата.
Передача отчетности - открытый и закрытый каналы связи
На данный момент существует два основных способа взаимодействия налогоплательщика и налоговой инспекции. В первом случае плательщик на своем месте шифрует отчеты и отправляет эти зашифрованные данные оператору связи по открытому каналу связи, оператор перенаправляет их инспектору. Таким образом, оператор не имеет доступа к данным плательщика. Этот способ считается наиболее защищенным, т. к. никто кроме плательщика и инспектора, прочитать отчет не может.
В другом же случае отчетность формируется так же на месте плательщика и незашифрованная отправляется оператору по закрытому каналу связи. Все данные хранятся и шифруются у оператора связи. В этой ситуации отчетность налогоплательщика открыта для оператора.
Схема построения системы сдачи отчетности
Обзор программного обеспечения для формирования и сдачи отчетности. Назначение, возможности программного обеспечения.
Основными компонентами системы Контур-Экстерн являются рабочие места абонентов cистемы, рабочие места в контролирующих органах, сервер оператора системы и Удостоверяющий центр.
Главный компонент системы — сервер оператора, через который проходят все информационные потоки между участниками документооборота.
Сервер оператора выполняет роль общего звена между телекоммуникационными системами абонентов и контролирующими органами. На сервере системы размещается все изменяемое программное обеспечение: описание форматов, описания форм, описания требований к логическому и арифметическому контролю, справочники и классификаторы. На сервере системы осуществляется резервное копирование всех обращающихся в системе документов, хранятся рабочие базы абонентов системы.
Рабочее место абонента системы используется для доступа к серверу системы через Web-интерфейс (интернет-браузер). Абонент имеет возможность устанавливать соединение с сервером системы и работать с размещенным там программным обеспечением.
Абонент, подключенный к системе «Контур-Экстерн», работает в системе с использованием комплекта клиентского программного обеспечения, который состоит из Интернет-браузера и СКЗИ (средства криптографической защиты информации). Возможно также наличие на рабочем месте абонента специализированного приложения для локального создания документов и специализированного приложения для работы с архивом документов.
С помощью браузера абонент системы осуществляет работу с программным обеспечением сервера системы, подготавливая, проверяя и отправляя электронные документы. Каждый документ после формирования его абонентом подписывается ЭЦП автора документа, шифруется открытым ключом получателя и передается на сервер оператора системы. Сервер оператора системы обеспечивает архивирование поступившего электронного документа, журналирование факта его прохождения и передает документ его получателю.
Рабочее место в контролирующем органе используется для обмена информацией с сервером системы, который осуществляется по электронной почте. На этих рабочих местах осуществляется обработка электронных документов, сформированных абонентами системы, автоматическое формирование квитанции о приеме документов.
1. Для работы требуется постоянное наличие Интернета.
2. В онлайне режиме при 30-минут простое сеанс закрывается. В итоге введенные и несохраненные данные теряются.
3. Для сдачи в ПФ используется отдельная программа с другим интерфейсом.
4. «Спринтер», разработана компанией «Такском», г. Москва.
5. Система «Такском-Спринтер» обеспечивает автоматизированное формирование документов отчетности и доставку их в налоговые органы с использованием системы защищенной электронной почты.
В состав системы «Такском-Спринтер» входят:
— Программный модуль «1С:Налогоплательщик», предназначенный для формирования документов бухгалтерской и налоговой отчетности (модуль разработан фирмой «1С» — партнером компании «Такском» по разработке и поддержке программного обеспечения системы «Такском-Спринтер»);
— Программа «Референт», выполняющая функции программы электронной почты, осуществляющая выходной контроль файлов отчетности и запросов на соответствие требованиям стандартного формата и возможность просмотра их содержания налогоплательщиками, обеспечивающая формирование запросов на получение справок о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, а также в удобной форме предоставляющая налогоплательщику информацию об отправленных и полученных электронных документах;
— Программа «Мастер обновления», предназначенная для автоматической загрузки и установки последних версий компонент системы «Такском-Спринтер», а также форм отчетности для конфигураций системы «1С:Предприятие» (в том числе — «1С:Налогоплательщик»).
«СБиС++ Электронная отчетность», разработана компанией «Тензор», г. Ярославль.
Программный комплекс «СБиС++ Электронная отчетность» позволяет организовать электронный защищенный и юридически значимый документооборот с различными контролирующими органами.
Это универсальная система, которая позволяет и создать отчет, и отправить его по телекоммуникационным каналам связи. Так же существует возможность загрузить в «СБиС++ Электронная отчетность» отчет, сформированный в другой программе, например, в 1С.
Весь процесс формирования отчетности, камеральная проверка, а также форматно-логический контроль производится локально, в базе пользователя. Затем отчет подписывается ЭЦП налогоплательщика и передается по телекоммуникационным каналам связи к оператору. Спецоператор высылает налогоплательщику подтверждение, в подтверждении фиксируется время предоставления отчета в контролирующий орган. От спец.оператора отчет поступает в контролирующий орган. Все документы хранятся в электронном архиве на компьютере налогоплательщика, нет зависимости от оператора связи: при расторжении договора с оператором, все документы остаются у налогоплательщика.
Программа, помимо возможности формирования и отправки отчетности, включает в себя комплекс дополнительных возможностей:
1. помощь в заполнении отчетности: нормативные документы, необходимые бухгалтеру, справку по заполнению налоговых деклараций;
2. налоговый календарь;
3. авторасчет – если данные заведены в программу, то соответствующие поля документов автоматически заполняются;
4. возможность оценки налоговых рисков;
5. проведение финансового анализа деятельности предприятия.
Web-технология, off-line – технология
По закону сдавать отчетность в электронном виде можно только в том случае, если документооборот защищен, т. е. вся передаваемая информация закрыта от несанкционированного доступа. Защита информации обеспечивается средствами криптографической защиты информации.
На данный момент существует два основных способа взаимодействия налогоплательщика и налоговой инспекции:
1. Web (On-line) технология - формирование отчетности, шифрование и отправка производится на сервере спецоператора (однако сформировать отчетность можно и в другой программе, и после входа в систему прикрепить для отправки уже готовый файл). То есть отчетность после шифрования и отправки оказывается на сервере спецоператора, откуда она пересылается в инспекцию. Используется, например, в системе «Контур-Экстерн».
2. Off-line технология - все действия (от формирования до отправки) налогоплательщик производит на своем компьютере, шифрует отчеты и отправляет эти зашифрованные данные оператору связи по открытому каналу связи, оператор перенаправляет их инспектору. Этот способ считается наиболее защищенным, т. к. никто кроме плательщика и инспектора прочитать отчет не может. Используется, например, в системе «СБиС++ Электронная отчетность».
Форматы представления отчетности: TXT, XML.Обеспечение совместимости при передаче структурированных данных через Интернет.
Налоговая и бухгалтерская отчетность, представляемая в налоговые органы в электронном виде, должна соответствовать формату, утвержденному ФНС России. Перечень отчетности, доступной для сдачи в электронном виде, постоянно расширяется. Единые требования к форматам предоставления отчетности определены приказом МНС России от 12.02.2003 № БГ-3-13/58.
Формат представляет собой исчерпывающее формализованное описание структуры технологического файла, который может быть полностью автоматически воспринят информационной системой контролирующего органа в качестве входных данных. Формат электронного документа – это не то же самое, что его форма. Проще говоря, форма – это печатный или электронный бланк отчета, т. е. представление данных в виде, понятном пользователю. А формат – внутреннее представление тех же данных в виде, понятном только соответствующей программной среде, настроенной на этот формат. Одной и той же форме могут соответствовать различные форматы, например, бухгалтерский баланс, представляемый в налоговые органы и в органы статистики, внешне собой представляют одну и ту же форму, но имеют различные форматы файлов для этих получателей. Чтобы системы и пользователи могли понимать, какой формат действует на момент общения участников электронного обмена документами, форматы нумеруются уникальными числами – номерами версий.
Существуют два основных формата: txt, xml. В настоящее время формат xmlстановится все более популярным и вытесняет другие форматы.
Целью создания XML было обеспечение совместимости при передаче структурированных данных между разными системами, особенно при передаче таких данныхчерез интернет.
Дополнительные сервисы
Информационное обслуживание налогоплательщика (ИОН). Получение сведений о взаиморасчетах с бюджетом по налогам. Технологии оff-line и on-line
Сверка расчетов с бюджетом совсем недавно воспринималась бухгалтерами как нечто малоприятное – она отнимала много времени и была довольно хлопотным занятием.
Запрос следовало составить, отнести в налоговую инспекцию, а затем – ждать, пока будет готова выписка, и идти уже за ней. Сколько требовалось ждать – неизвестно, обычно около месяца. Об оперативности информации не могло быть и речи.
С появлением возможности отправлять отчетность по телекоммуникационным каналам связи, появилась так же возможность отправлять запросы по ТКК.
Сервис ИОН (Информационное обслуживание налогоплательщика)
оff-line – запрос формируется в программе и отсылается в налоговую.
ИОН-онлайн доступна только для налогоплательщиков, сдающих отчетность по телекоммуникационным каналам связи. Для получения необходимой информации в режиме on-line необходимо зайти на сайт налоговой инспекции и, используя свой сертификат ключа подписи, получить доступ к базе данных. После заполнения на веб-странице формы запроса можно просмотреть выписку в открывшемся окне.
Информационное обслуживание налогоплательщиков (ИОН) – дополнительный сервис. Этот сервис позволяет вести неформальную переписку с налоговыми органами и получать консультации и данные, касающиеся бухучета компании. Пользователь ИОН может запрашивать следующие услуги ФНС, предоставляемые в электронном виде:
1. выписка акта сверки расчетов, справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам;
2. предоставление выписки расчетных операций с бюджетом;
3. предоставление всей отчетности, сданной за отчетный год;
4. выписка справки о выполнении налогоплательщиком обязательств по уплате сборов, страховых взносов, налогов, пеней и санкций.
Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), понятие. Возможность получать выписки
Электронные выписки из единого гос.реестра юр.лиц обычно используются организациями и предпринимателями при проверке потенциальных контрагентов. Дело в том, что налоговики нередко отказывают в вычетах по НДС из-за того, что поставщик товаров является фирмой-однодневкой и, соответственно, НДС в бюджет не перечисляет. При этом инспекторы ссылаются на постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. Этот документ по сути позволяет суду поддержать отказ в вычете, если инспекция докажет: налогоплательщик при выборе поставщика «действовал без должной осмотрительности». То есть мог знать, что контрагент, скажем, не зарегистрирован в ЕГРЮЛ или не состоит на налоговом учете в инспекции.
Одним из доказательств того, что налогоплательщик должную осмотрительность проявил, является запрос электронной выписки из ЕГРЮЛ. В ней есть данные о статусе юридического лица (действующее или нет); о постановке на учет в инспекции; регистрации в органах ПФР, ФОМС и ФСС; об учредителях (это позволяет проверить, нет ли среди них «массовых» учредителей из «черных» списков ФНС); о главных должностных лицах компании; о ее уставном капитале; о выданных лицензиях и т. д.
Получение подобных сведений поможет налогоплательщику не только подтвердить должную осмотрительность, но и оценить надежность будущего партнера или проверить информацию о полномочиях его должностных лиц. Обратите внимание: электронные выписки используются только для проверки контрагентов. Получать такие выписки на собственную компанию для участия в тендере или оформления кредита бессмысленно — в этих случаях компания должна предоставить банку или организатору тендера бумажную выписку, заверенную подписью и печатью налогового органа.
До сих пор получить электронные выписки можно было только за деньги: либо напрямую приобрести доступ к базе у ФНС России, либо переплачивать за выписки посредникам. В ФНС России «однократное» скачивание всей базы данных ЕГРЮЛ стоит 50 тысяч рублей, однократная рассылка обновлений — 5 тысяч рублей, а годовой доступ к базе с рабочего места налогоплательщика — 150 тысяч рублей (приказ ФНС России от 24.10.04 № САЭ-3-09/7).
Похожие материалы |