ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Юридические вопросы Основные положения Федеральной целевой программы «Энергосбережения России»
Основные положения Федеральной целевой программы «Энергосбережения России»

Основные положения Федеральной целевой программы «Энергосбережения России»

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4

24 января 1998 г. постановлением правительства РФ №80 была принята Федеральная целевая программа «Энергосбережения России» на период до 1995г., которая направлена на реализацию положений Федерального закона «Об энергосбережении».

Целью федеральной целевой программы «Энергосбережение России» является ускоренный перевод российской экономики на энергосберегающий путь развития, достижение в период по 2005г. суммарной экономии энергетических ресурсов в объеме 365 – 465 млн. т.у.т., снижение на 13,4% энергоемкости ВВП России, сокращение на 50 – 60% бюджетных дотаций населению при снижении цен и тарифов на топливо и энергию. Результатами программы будет сокращение затрат на содержание объектов бюджетной сферы, повышение конкурентоспособности промышленной продукции, сдерживание роста тарифов и цен на энергоносители, развитие энергетических услуг, оказываемых населению. Программу предусматривается осуществить в два этапа: 1998 – 2000гг. и 2001 – 2005гг.

Основу программы составляют пять ее подпрограмм: энергосбережение в топливно-энергетическом комплексе, жилищно-коммунальном хозяйстве и в энергоемких отраслях промышленности.

Подпрограммы «Оснащение потребителей приборами учета» и «Энергосберегающая электротехника» связаны с организацией производства и использования природных средств учета энергоресурсов и электротехнических энергосберегающих комплексов.

Программа высоко эффективна, затраты на ее реализацию многократно окупаются стоимостью сэкономленного топлива и энергии.

Основными направлениями работы в области энергосбережения на первом этапе должны быть:

ü создание системы управления энергопотреблением и энергосбережением в регионах;

ü оказание финансовой поддержки энергосбережению со стороны государства за счет целевых бюджетных ассигнований и внебюджетных целевых средств, средств региональных фондов энергосбережения с целью инвестирования наиболее эффективных энергосберегающих проектов и программ;

ü организация работ по оснащению потребителей приборами и системами учета и регулирования расхода энергоресурсов;

ü дальнейшее совершенствование системы цен на топливо и энергию с приведением внутренних цен в соответствие с затратами на их производство и доставку потребителям и с устранением несоответствия с ценами на основную промышленную продукцию;

ü дальнейшее совершенствование системы тарифов на электрическую и тепловую энергию и цен на природный газ;

ü введение в действие рыночных механизмов мобилизации средств, в том числе населения, а также механизмов, обеспечивающих привлечение заемных средств российских и зарубежных инвесторов.

Особое внимание при достижении целей энергосбережения в тот период было уделено организации массового производства и оснащения всех категорий энергопотребителей относительно дешевыми и качественными коммерческими средствами учета и регулирования расхода топлива и энергии.

Исключительно большое значение это имеет для сферы жилищно-коммунального хозяйства, где приборный учет и регулирование расхода энергоресурсов позволяют решить социальные задачи, связанные с энергообеспечением населения, при сокращении и последующей отмене дотаций в жилищно-коммунальном секторе за счет исключения переплат за энергоресурсы.

На втором этапе, в 2001 – 2005гг., должны получить свое дальнейшее развитие создание и освоение производителями принципиально новых малоэнергоемких технологий, высокоэффективных в энергетическом отношении видов оборудования, технических средств и материалов.

Увеличение средств от использования рыночных механизмов позволит в этот период уменьшить долю средств государственной финансовой поддержки до 22% от общего объема финансирования.

На этом этапе будет также завершено создание системы показателей энергетической эффективности в составе государственных стандартов и производственной базы по выпуску энергосберегающего электротехнического оборудования и комплексов.

При этом появится возможность приступить, исходя из более благоприятной экономической ситуации, к реализации крупных инвестиционных проектов, финансируемых в основном за счет заемных средств российских, а также зарубежных инвесторов.

Работы по созданию нормативно-правовой базы энергосбережения определяются тремя уровнями:

- федеральным;

- территориальным (субъекты РФ);

- муниципальным.

К настоящему времени в России приняты только два законодательных акта, прямо или косвенно регулирующих потребление энергии и энергосбережение:

1. Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ».

2. Федеральный закон «Об энергосбережении».

Принят и ряд постановлений Правительства, касающихся энергосбережения.

Все эти документы могут служить базой дальнейшего закона и нормотворчества в области энергосбережения.

Но и в существующих законах есть пробелы, которые необходимо устранить, чтобы усилить четкость в интенсификации процессов энергосбережения.

Совершенствование нормативно-правовой базы энергосбереже­ния должно осуществляться с учетом особенностей отдельных типов потребителей энергии.

Можно выделить три типа потребителей:

1. Государственные и бюджетные организации, деятельность которых финансируется за государственный счет и где, поэтому, государство в лице своих органов (Минэнерго России, ФЭК, РЭК, Госэнергонадзор) имеет право достаточно жестко интенсифицировать энергосбережение «силовыми методами».

2. Естественные монополии, АО-энерго. На этих предприятиях также целесообразен строгий контроль над расходом энергоресурсов и интенсификацией энергосбережения силовыми методами, учитывая возрастающее значение энергетической составляющей в стоимости их продукции и услуг предприятий – естественных монополий.

3. Частные предприятия, где вмешательство государства в процессы энергопотребления и энергосбережения только с помощью общих для всех категорий потребителей правил и общих опять же для всех категорий потребителей финансовых рычагов.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru