Контрольная по политологии. Становление гражданского общества в России
С моей точки зрения, почти все исторические события, происходящие в России, препятствовали становлению гражданского общества. Я попытаюсь пояснить свою точку зрения. Гражданское общество возможно только тогда, когда появиться гражданин как самостоятельный и сознающий себя таковым индивидуальный член общества. В России, по моему мнению, такого гражданина нет и не было.
Во-первых, в России всегда была очень высока роль церкви, а учитывая то, что многие столетия церковь и государство были "переплетены" становиться понятным, что людям навязывали точку зрения, которая была выгодна государству.
Во-вторых, когда я размышляю о том, какое событие больше всего повлияло на Россию и оградило ее от возможности становления гражданского общества, в первую очередь мне вспоминается Татаро-монгольское иго, ведь именно оно привело к тому, что многие люди находились в страхе за свою жизнь и жизни родных и близких. Да разве может идти речь о становлении гражданского общества, если крестьяне тогда почти всё, что выращивали отдавали в виде налогов, бесплатно работали на помещиков (барщина), и их мнения никто не спрашивал. Я думаю, что князья и при татаро-монгольском иге жили неплохо, но ведь князья представляли собой лишь меньшую часть общества.
В-третьих, я не могу не упомянуть о крепостном праве. Нам современным людям трудно даже представить, каково быть крепостным. А ведь не так уж давно, каких то 140 лет назад, крепостными была большая часть населения страны. Крепостные не были людьми, они были вещами, говорящими, но все-таки вещами, хотя я думаю вряд ли кто то замечал, что они могли говорить... А женщин даже вещами то не считали, так довесок... Вспоминается как Чичиков скупал мертвые души... Вообще читая "Мертвые души", начинает думаться, что не так уж и плохо мы сейчас живем... Восстание Сеньки Разина (как его презрительно называли, боявшиеся его) что это? Неужели наконец-то крестьяне (не только крепостные) начали осознавать себя гражданами? Да вряд ли, это лишь выплеск накопившейся боли, страданий. Русские люди всегда много страдали, терпели, подчинялись, все это заложено в психике людей, увы, ничего не исчезает бесследно.
Что же могло способствовать становлению гражданского общества в России? Думаю, революции. Они способствовали насколько это было возможно, но население России не было готово перестроить свою психологию. Я думаю, что Россия была ближе всего к гражданскому обществу во время НЭПА, но большевики поняв, что население может выйти из под их контроля, резко изменили направленность политики. А после прихода Сталина к власти и речи не могло идти о гражданском обществе, люди постоянно находились в страхе, говорить то, что думаешь было нельзя. Известно, что в лагерях Гулага погибло людей больше, чем за Великую Отечественную войну (1941-1945 г.г.). А ведь многие из зэков в Гулаге были ни в чем не виновны, на кого то недруг наговорил, кто-то имел неосторожность высказать свое мнение, некоторые поплатились, что были богаты до революции, но было и такое, что крестьянина, всю жизнь трудившегося в поте лица, чтобы купить корову, да несколько куриц тоже относили к кулаку. Я поясняю все это подробно, так как каждая деталь в истории имеет огромное значение для того, чтобы понять, что происходит сейчас. В настоящее время в России есть некоммерческие предприятия, существует множество общественных организаций и движений, есть негосударственные средства массовой информации (СМИ), наличие в обществе свободы слова, свободы совести, реальная возможность публично высказывать свою точку зрения по важнейшим общественно-значимым вопросам, проблемам. Но в России еще не появился тот самостоятельный гражданин, о котором я уже писала, который бы смог осознать себя самостоятельным членом общества и нести перед обществом ответственность за все свои действия. Поэтому в России и нет до сих пор гражданского общества. Несомненно здесь сказывается многовековая история развития нашего общества, видимо, в нас еще не исчезла та рабская психология, которая сложилась в результате сложных исторических процессов у наших многострадальных предков.
Я описала только важнейшие, с моей точки зрения, исторические события, но я считаю, то что происходит сейчас является следствием всей совокупности исторических событий, происшедших в прошлом, даже если с первого взгляда некоторые из них могут показаться незначительными.
Похожие материалы |