ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Юридические вопросы Камеральная проверка отчетности
Камеральная проверка отчетности

Камеральная проверка отчетности

Проверка достоверности показателей в отчетах

Правильность составления бухгалтерской и налоговой отчетности проверяется с использованием схем согласования показателей и осуществляется в три этапа:

1. проверка согласованности показателей внутри формы бухгалтерской и налоговой отчетности, т.е. правильность арифметического подсчета данных;

2. проверка согласованности показателей между формами бухгалтерской и налоговой отчетности;

3. проверка согласованности показателей между формами текущего и предыдущего периодов.

Схемы согласования показателей форм отчетности представляют собой наборы контрольных соотношений – правила сопоставления некоторого проверяемого показателя (или совокупности показателей) одной формы с другим показателем (или совокупностью показателей) этой же или другой формы. Пример, бухгалтерский баланс и приложение к балансу.

Показатели должны быть согласованы не только внутри одного отчета, но и между отчетными формами текущего отчетного периода, а так же с данными предыдущих отчетных периодов.

Согласованность показателей между формами

Выявить несоответствие показателей отчетности можно с помощью контрольных соотношений. Они опубликованы в «Перечне открытых междокументных контрольных соотношений показателей налоговых деклараций для использования налогоплательщиками» (письмо от 21 апреля 2006 г. N ММ-6-06/430@).

Контрольные соотношения утверждены упомянутым выше приказом, а также отдельными приказами для деклараций по ЕСН, ПФ, НДС, прибыли.

Примеры согласованности между собой форм бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций

Проверить можно как один отчет, так и весь комплект отчетности за период.

Большинство контрольных соотношений вытекают из инструкций по заполнению форм отчетности.

1. Один показатель сравнивается с суммой или разностью других показателей (арифметическая проверка);

2. Например, итоги по каждому разделу баланса должны совпадать с суммой показателей этих разделов.

3. Показатель переносится из формы предыдущего периода

4. Например, показатели в графе 3 бухгалтерского баланса должны соответствовать графе 4 баланса за предыдущий период;

5. Показатель одного отчета сравнивается с показателем другого отчета.

6. Например: чистая прибыль, отраженная в бухгалтерском балансе должна быть равна аналогичному показателю в отчете об изменениях капитала.

7. Еще пример: выручка по данным бухгалтерской отчетности не должна быть меньше выручки, отраженной в декларации по НДС.

8. Рассмотрим, как работают контрольные соотношения, на примере.

9. Есть такое контрольное соотношение: выручка от продажи по данным форма № 2 стр.010 гр.3 должна быть меньше или равна налоговой базе по НДС нарастающим итогом.

Смотрим на примере:

Выручка по данным отчета о финансовых результатах 9 518 000 руб.

Выручка по данным НДС (складываем цифры из декларации за 3 месяца): 9 158 214 руб.

Основная часть камеральной проверки состоит как раз в автоматической проверке деклараций на соответствие контрольным соотношениям. Таким образом, если бухгалтеру «пропустить» отчетность через эти контрольные соотношения, снижается риск привлечения лишнего внимания со стороны налоговых органов.

Количество соотношений, которые должны быть выполнены очень велико. На то, что бы проверить все соотношения вручную, нужно потратить огромное количество времени. При хранении отчетности в электронном виде, можно воспользоваться существующими специальными механизмами, которые позволяют выполнить эту работу автоматически.

Соответствие электронному формату

Проверка данных на соответствии электронному формату

Передача отчетности должна выполняться в соответствии с требованиями электронного формата, утвержденного государственными контролирующими органами РФ, осуществляющими прием регламентированной отчетности.

В соответствующих приказах определены требования к составу и структуре показателей, а так же состав и структура показателей конкретной налоговой и бухгалтерской отчетности.

Таким образом, чтобы передать отчетность в контролирующие органы по каналам связи либо на электронном носителе необходимо сформировать файл в одном из существующих форматов и записать в этот файл данные об организации, отправляющей отчетность, и данные самой отправляемой формы.

В настоящее время используются два формата: txt, xml.

Формат TXT (текстовый)

Различают формат версии 2.0 и версии 3.0.

При передаче данных в текстовом формате расширение имени передаваемого файла - .txt

Файл отчетности имеет наименование определенного вида и включает служебную и информационную части. Служебная часть содержит данные об отправителе и получателе сообщения. Информационная часть включает сведения об организации или физическом лице, сдающих отчетность, а также данные конкретных форм налоговых деклараций (расчетов) и форм бухгалтерской отчетности.

Файл отчетности (передаваемое сообщение) состоит из строк, содержащих реквизиты и разделители.

Реквизит представляет собой неделимую в смысловом отношении конструкцию, соответствующую одной заполняемой позиции (показателю) "бумажной" формы отчетности. Наименование реквизита соответствует назначению (наименованию) заполняемой позиции.

Формат ХМL

При передаче данных в xml формате, расширение имени файла - .xml

Приказы, утверждающие описание формата на основе XML содержит:

1. описания XMLфайлов обмена (имя и параметры файла обмена),

2. структуру XML файлов обмена (логическую модель),

3. требования к отдельным элементам файлов обмена (т. е. правила по которым данные из формы отчетности записываются в файл обмена).

Файл обмена должен включать служебные сведения о файле и информационную часть (сведения передаваемого документа).

Логическая модель описывается в виде диаграммы файла обмена в графическом виде и в виде таблицы с описанием структурных элементов (т. е. данных формы отчетности).

Обязательно должны присутствовать элементы «Файл» и «Документ». В элементе «Файл» содержится описание служебной части файла обмена. «Документ» содержит сведения информационной части файла, т. е. данные передаваемой формы.

Перед отправкой все отчеты, для которых принят электронный формат представления данных, должны быть проверены на соответствие формату.

Если при формировании файла электронной отчетности ошибок не выявлено, то можно переходить к его шифрованию и отправке по электронным каналам связи.

Чаще всего встречаются ошибки следующих типов:

1. Ошибки формата. Например, ИНН налогоплательщика не указан или указан неправильно.

2. Ошибки структуры. Например, нарушен порядок следования строк, какие-то строки отсутствуют, код реквизита указан неверно и т. п.

Если в файле допущены ошибки, то перед отправкой их необходимо исправить.

Проверка отчетности в ПФ

При представлении в ПФ индивидуальных сведений о застрахованных лицах,

Финансовый анализ

При хранении отчетности в электронном виде появляется возможность автоматически проводить анализ деятельности предприятия.

Анализ финансового состояния компании

Финансовый анализ предприятия – это изучение ключевых параметров и коэффициентов, дающих объективную картину финансового состояния предприятия: прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, расчетах с дебиторами и кредиторами, ликвидности, устойчивости и т. д.

Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, а также находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

На основании отчетности предприятия существует возможность провести следующие виды анализа.

Анализ динамики абсолютных показателей

Анализ динамики абсолютных показателей включает в себя:

1. Анализ выручки и прибыли от продаж;

2. Анализ внеоборотных, собственных и заемных оборотных средств;

3. Анализ краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности.

Комплексный экспресс-анализ деятельности предприятия

Комплексный экспресс-анализ финансового состояния предприятия заключается в расчете интегрального показателя по пяти коэффициентам -

1. финансовая устойчивость (обеспеченность собственными средствами),

2. текущая ликвидность,

3. деловая активность (интенсивность оборота капитала),

4. рентабельность собственного капитала,

5. рентабельность продаж, -

и сравнение его с нормативным значением. Если значение показателя больше нормы, то финансовое состояние компании считается удовлетворительным, если меньше, то неудовлетворительным.

Построение аналитического баланса

Построение аналитического баланса позволяет проанализировать динамику и структура бухгалтерского баланса предприятия и сделать выводы по наиболее значимым изменениям, произошедшим в балансе.

Оценка риска налоговой проверки

Критерии оценки риска налоговой проверки. Описание, примеры.

Целью любой налоговой проверки является контроль соблюдения налогоплательщиком законодательства. Но для достижения этой цели сотрудники налоговых органов не проверяют без разбора всех налогоплательщиков. Для этого используется специальная концепция по отбору налогоплательщиков, что бы проверять только организации, попадающие в зону риска и не беспокоить законопослушных налогоплательщиков.

Такая концепция была утверждена приказом ФНС от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@. Называется она «Концепция системы планирования выездных налоговых проверок».

Главным новшеством этой концепции является выработка общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков. Эти критерии опубликованы на сайте ФНС. С помощью данных критериев вы сами сможете оценить, насколько велик будет интерес к вашей организации со стороны налоговой инспекции.

Поскольку при сдаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи практически вся информация, передаваемая в налоговые органы (за исключением информации из внешних источников), хранится в электронном виде, стало возможным проверить соответствие организации этим критериям, т. е. «взглянуть на организацию глазами налоговиков».

Ниже приведены критерии, которые согласно Концепции планирования выездных налоговых проверок, утвержденной ФНС РФ, могут являться поводами для выездной налоговой проверки.

1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).

Данный критерий применяется только для организаций использующих общий режим налогообложения.

Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций.

НАГРУЗКА = УПЛАЧЕННЫЕ НАЛОГИ / ВЫРУЧКА

Все установленные в России налоги перечислены в статьях 13-15 НК. Для расчета не нужно учитывать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев, так как они не являются налогами. Также не нужно включать налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент, то есть НДФЛ с сотрудников и НДС, исчисленный в качестве налогового агента.

В расчет нужно брать не начисленные, а уплаченные в данном периоде налоги. При этом лучше использовать не ту информацию, которая отражена в бухгалтерском учете, а именно сведения налоговых органов о зачислении платежей в бюджет. Дело в том, что некоторые платежи могут быть учтены по кодам невыясненных поступлений.

Для каждой отрасли свой среднестатистический уровень налоговой нагрузки, он указан в приложении 1 к приказу.

Рассмотрим пример.

За 2007 год сумма налогов, которую организация «Рога и копыта» перечислила в бюджет, составила 180 тыс. руб. В нее включены и налоги, начисленные за 2006 год, но уплаченные в 2007 году. Выручка организации составила 6 млн. 600 тыс. руб. Налоговая нагрузка составляет 2,7% (180 тыс. руб.: 6 млн. 600 тыс. х 100%).

Основная сфера деятельности компании - торговля. Средняя нагрузка для данной отрасли – 3,8%, то есть больше, чем у нас. Следовательно, «Рога и копыта» попали по этому критерию в зону риска и им может грозить выездная проверка.

Выездная проверка не будет назначена сразу. Вначале у фирмы попытаются выяснить, чем вызван низкий уровень налогов. Поэтому организации самой нужно понять причины.

Низкий уровень налогов на предприятии может быть вызван временным снижением налогов из-за сезонных колебаний спроса, значительных инвестиций (большой вычет НДС) и т. п.

В пользу организации могут свидетельствовать и значительные платежи в бюджет, произведенные после отчетного периода.

2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов.

Всякое коммерческое предприятие создается для получения прибыли, поэтому ситуация систематического убытка рассматривается как не нормальная.

По мнению налоговых органов, убыток в течение нескольких налоговых периодов - это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности.

Само по себе возникновение убытка, конечно, не говорит о том, что плательщик - потенциальный нарушитель законодательства. Налогоплательщик может работать с убытками до тех пор, пока это обусловлено объективными причинами. Например, финансовый убыток, даже на протяжении нескольких лет, может быть связан, с развитием производства. Правда, в этом случае у нас должны расти и показатели капитальных вложений, и расходы будущих периодов.

Налоговые органы проводят дополнительную работу с убыточными организациями и решают, у кого же их них осуществить проверку. Одним из методов работы с убыточными организациями в настоящий момент является приглашение их представителей к себе на комиссии. На такой комиссии могут предложить проверить правильность формирования в налоговом и бухгалтерском учете сумм убытков, и представить уточненные декларации по налогу на прибыль.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.

Данный показатель рассчитывается в 3 этапа:

1) складываем «Общую сумму НДС, подлежащую вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6)» по всем декларациям за 12 месяцев;

2) складываем «Всего исчислено (раздел 3 стр.180 гр. 6 Декларации по НДС)» по всем декларациям за 12 месяцев;

3) делим одно на другое, получаем долю вычетов по НДС.

Значительные вычеты могут быть вызваны объективными причинами:

1. покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования,

2. приобретением впрок материалов,

3. получением дорогостоящих услуг.

Например, организация приобрела дорогостоящее оборудование для производства, а продавать продукцию еще не начала. В будущем организация ожидает получение прибыли, вот тогда с полученной выручки будет начислен и уплачен большой НДС.

По данному критерию специалисты ФНС России не делают исключений даже для экспортеров, хотя у них вычеты чаще всего больше начисленного налога.

Если организация регулярно попадает по этому критерию в зону риска, то вам имеет смысл заняться планированием вычетов по НДС, стараясь уложить их в норматив. То есть если в одном периоде входной налог получается слишком большим, то часть суммы лучше предъявить к вычету в следующем периоде (например, можно приобрести ТМЦ или оборудование постепенно, а не сразу).

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).

Данный критерий применяется только для организаций уплачивающих налог на прибыль.

Фактически здесь можно проверить два соотношения.

1) Налоговые расходы должны расти не быстрее налоговых доходов.

То есть темп роста налоговых расходов должен быть не больше темпа роста налоговых доходов.

Темп роста рассчитывается как отношение текущего показателя к базовому (то есть предыдущему).

Налоговые доходы и расходы определяются из декларации по прибыли по строкам 010, 020, 030, 040 Листа 02.

Посмотрим для примера на декларации по налогу на прибыль компании «Рога и копыта» за 2007 и 2006 года.

Расходы:

2006 – 1650 тыс.руб., 2007 – 1900 тыс.руб.

Доходы:

2006 – 2500 тыс.руб., 2007 – 2900 тыс.руб.

1,15 (1900/1650) < 1,16 (2900/2500)

Соотношение выполняется

Если на предприятии окажется что расходы все же опережают доходы, то причины этого могут быть следующими:

- Цены на выпускаемую продукцию увеличиваются не так существенно, как на необходимое сырье и комплектующие.

- Возможно это вызвано ростом каких то других затрат, например зарплата быстро растет или коммунальные платежи.

Кроме того, возможны и другие причины, например единовременная оплата значительных косвенных расходов, освоение новой деятельности, временное прекращение отгрузки товара (летом вдруг перестали макароны покупать).

Должно также выполняться второе более сложное соотношение.

2) Отношение темпов роста расходов к темпу роста доходов по данным налоговой отчетности должно соответствовать этому же отношению по данным финансовой отчетности.

Определяют это соотношение в три этапа.

1. Сначала выясняют соотношение темпа роста расходов к темпу росту доходов исходя из декларации по налогу на прибыль.

2. Потом тот же расчет производят для бухгалтерских доходов и расходов, которые определяются из формы 2.

3. В последнюю очередь сопоставляем полученные итоги.

Рассмотрим продолжение предыдущего примера:

Темп роста бух. расходов составил 1,03

Темп роста бух. доходов составил 1,16

Соотношение (2) не выполняется, т.к. налоговые расходы растут быстрее бухгалтерских, в то время как бухгалтерские и налоговые доходы растут одинаково.

Надо как-то проанализировать сложившееся положение.

Разница может возникнуть, например, из-за большого объема операций, по-разному отражаемых в бухгалтерском и налоговом учете (разная амортизация ОС в НУ и БУ, разная оценка ТМЦ при списании).

5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.

Среднюю заработную плату налоговые органы обычно рассчитывают на основании данных налоговой декларации или расчета авансовых платежей по страховым взносам в ПФ. Из них берут фонд оплаты труда. А среднесписочную численность берут из расчета по средства фондам социального страхования (4-ФСС).

Информацию о средней заработной плате по виду деятельности в регионе налоговики предлагают получать из официальных источников органов статистики (сайты, публикации), а также на сайтах регионов ФНС. Но пока этой информации нет на указанных сайтах, поэтому можно написать заявку в органы статистики и приобрести у них эту информацию.

Рассмотрим очередной пример.

По данным формы 4-ФСС за 2007 год среднесписочная численность ООО «Рога и копыта» составила 5 человек.

Фонд оплаты труда (декларация по страховым взносам на ОПС) 320 тыс. руб.

Средняя зарплата - 5333 руб. (320000 разделили на 12 и на 5)

Средняя заработная плата по виду деятельности «Производство пищевых продуктов» в Ярославской области в 2006 году по данным статистики составила 5688 руб.

Получается, что у «Рогов и копыт» зарплата ниже среднестатистической. Налоговые органы может заинтересовать данный факт.

Однако и этому могут быть найдены объяснения, например:

- недолгий опыт работы нашей компании,

- неквалифицированность персонала;

- сложное финансовое положение предприятия.

В налоговых инспекциях некоторых областей по этому критерию ведется дополнительная работа с налогоплательщиками с низкими зарплатами путем приглашения их на комиссии в инспекциях.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.

При применении специальной системы налогообложения необходимо знать предельные значения этих показателей и контролировать их величину.

Согласно данному критерию фактические значения показателей не должны приближаться к пределу менее чем на 5% более одного раза в год.

Давайте рассмотрим эти ограничения.

Для УСН:

1. доля участия других организаций составляет не более 25% (этот факт проверяется по учредительным документам);

2. средняя численность работников составляет не более 100 человек (этот факт проверяется по форме 4-ФСС). При приближении к этому критерию возможна проверка, в ходе которой налоговики будут искать недочеты в кадровых документах, особенно связанных с увольнением, не искажена ли численность персонала.

3. остаточная стоимость ОС и НМА составляет не более 100 млн. рублей. Проверить данный факт по регламентированной отчетности невозможно, так как при УСН баланс не ведется. Для проверки этого показателя налоговики могут потребовать инвентарную ведомость.

4. размер доходов за год не более 24,82 млн. рублей. Этот факт легко проверяется по декларации УСН.

При ЕНВД контролируются значения физических показателей:

  1. площадь торгового зала по каждому объекту розничной торговли составляет не более 150 кв. метров;
  2. площадь зала обслуживания посетителей по каждому объекту общественного питания составляет не более 150 кв. метров;
  3. количество автотранспортных средств, для оказания автотранспортных услуг, составляет не более 20 единиц;
  4. площадь спальных помещений в каждом объекте, для оказания услуг по временному размещению и проживанию, не более 500 кв. метров.
  5. Проверка данных показателей производится по данным декларации по ЕНВД. При этом налоговыми органами дополнительно могут быть потребованы подтверждающие документы (договоры аренды, разрешительные, правоустанавливающие документы, журналы учета путевых листов и другие документы).

Для ЕСХН:

  1. доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70%.

Данные о сельскохозяйственной выручке берутся из декларации по ЕСХН, а общая сумма выручки – из формы №2.

Нужно контролировать эти показатели и не допускать приближения их к предельным значениям более чем на 5% более одного раза в год.

Речь здесь идет о налоге на доходы физических лиц. Доля профессиональных налоговых вычетов в общей сумме доходов не должна превышать 83 %.

Проверяется этот показатель довольно просто, достаточно взять форму 3-НДФЛ и определить данное соотношение.

7. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

В данном критерии рассматривается такое понятие как необоснованная налоговая выгода. Обстоятельства, которые свидетельствуют о такой выгоде, указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».

Так, например, в соответствии с этим постановлением

наличие посредника в купле-продаже через третье лицо должно быть обосновано с экономической точки зрения. Иначе налоговики могут посчитать промежуточные сделки между организацией и посредником как способ уклонения от уплаты части налогов. Особенно подозрительны сделки, совершаемые с участием организаций, применяющих льготные режимы налогообложения.

Приведем пример.

Фирма «Рога и копыта», применяя общий режим налогообложения, является производителем товаров, которые реализуются в своем розничном магазине. Магазин может быть выделен в самостоятельный бизнес от «ИП Воробьянинов», который будет уплачивать единый налог на вмененный доход. Общая налоговая нагрузка производителя и посредника в этом случае будет зависеть от того, по каким ценам совершаются между ними сделки.

Реализация продукции магазину Воробьянинова по заниженным ценам приведет к уменьшению НДС и налога на прибыль по основному предприятию «Рога и копыта».

Существует большое число финансовых схем, в результате которых налоговая нагрузка перераспределяется между продавцом и посредником. При этом экономические преимущества получают оба. В этих случаях говорят о необоснованной налоговой выгоде.

В случае возникновения у налоговых органов подозрений в использовании схем снижения налоговой нагрузки от предприятия может потребоваться разъяснительная информация. Это касается, прежде всего, крупных и систематически совершаемых сделок. Налоговые органы могут проверить по каким ценам производитель отпускает продукцию различным покупателям, насколько эта цена отличается от средней рыночной цены, какими документами сопровождается сделка.

8. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности.

Если в ходе камеральной проверки в данных налоговых декларации будут выявлены ошибки или нестыковки, то налогоплательщик на основании письменного уведомления может быть вызван в налоговую инспекцию для дачи пояснений и внесения изменений в декларацию.

Если организация без уважительных причин не выполнит данные требования, то этот факт поможет организации попасть в зону риска.

Поэтому рекомендуется тщательно проверять правильность заполнения налоговых деклараций. Для проверки показателей деятельности налоговые органы используют так называемые «контрольные соотношения показателей», о них было рассказано в разделе «Камеральная проверка».

9. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между налоговыми органами).

В данном случае имеется в виду не смена адресов вообще, а только случай, когда организация меняет адрес своего местонахождения во время налоговой проверки. Таким образом, недобросовестные налогоплательщики обычно пытаются замести следы, что бы избежать налогового контроля.

Соответственно, такие «переезды» вызывают большое подозрение у налоговиков.

Кроме того, риск стать претендентами на выездную проверку также имеется и у компаний, которые указывают при регистрации в качестве адреса места нахождения фиктивные адреса или так называемые «адреса массовой регистрации».

10. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Согласно данному критерию отклонение уровня рентабельности от среднестатистического допускается не более чем на 10% в сторону уменьшения.

В данном критерии, требуется рассчитать два показателя:

  1. рентабельность продаж и
  2. рентабельность активов

Рентабельность продаж рассчитывается так: отношение прибыли от продаж (из формы 2 строка 050) и полной себестоимости включая коммерческие и управленческие расходы (строки 020 030 040 формы 2).

В финансовом анализе обычно рентабельность продажи рассчитывается как отношение прибыли к выручке, а не к себестоимости, но в данном случае налоговики привели именно такой метод расчета.

Рассчитанную рентабельность продаж нужно сравнить со среднеотраслевой.

У каждой отрасли своя среднестатистическая рентабельность. Информация о рентабельности по отраслям за 2006 год приведена в приложении 2 к приказу.

Рассмотрим пример.

Определим рентабельность продаж компании «Рога и копыта».

Прибыль от продажи товаров составляет 1760 тыс. руб. (строка 050 формы № 2).

В себестоимости проданных товаров учитываются расходы по строкам 020, 030 и 040 формы № 2, то есть 16 761 тыс. руб. (16 391 тыс. руб. + 112 тыс. руб. + 258 тыс. руб.).

Рентабельность проданных товаров составит 10,5% (1760 тыс. руб.: 16 761 тыс. руб. х 100%).

Среднеотраслевой показатель рентабельности продаж для пищевой промышленности равен 9,3%.

Допускается отклонение этого показателя в сторону уменьшения на 10%

то есть минимальный уровень рентабельности составляет 9,37% (9,3% – 10%).

Как видим, у нас рентабельность проданных товаров выше среднеотраслевой

Значит, нет риска по данному критерию.

Рассмотрим основные возможные причины низкой рентабельности продаж:

  1. мизерная наценка (такой аргумент особенно актуален для посредников);
  2. скидки или другие мероприятия по привлечению клиентов;
  3. высокая конкуренция – нельзя продать товар дороже рыночной цены.

Вторым контролируемым показателем является рентабельность активов.

Под рентабельностью активов понимается соотношение финансового результата (чистая прибыль из формы 2) и стоимости активов организации.

В качестве стоимости активов нужно брать среднюю арифметическую величину валюты баланса на начало и на конец периода.

Определим рентабельность активов компании «Рога и копыта» по итогам 2006 года.

Чистая прибыль - 915 тыс. руб.

Баланс на начало - 13279 тыс. руб.

Баланс на конец - 16582 тыс. руб.

915 тыс. руб. / (13279 тыс. руб. + 16582 тыс. руб.)/2 х 100% = 6,13%

Среднеотраслевая рентабельность активов: 9,9%

Мин. рентабельность:

9,9 х (100 % - 10 %) = 8,91 %

6,13% < 8,91 %

Получается что рентабельность активов существенно ниже, т. е. существует риск.

Низкая рентабельность активов нормальна для предприятий, у которых на балансе вспомогательные цеха, природоохранные и социальные объекты, рабочие столовые, или приобретенные дорогие объекты недвижимости.

11. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данный критерий раскрывает наиболее типичные схемы ухода от налогообложения. Налоговая служба их публикует. В настоящее время на сайте службы указаны четыре схемы.

Первая из них связана с получением необоснованной налоговой выгоды с использованием фирм-однодневок. Здесь включаются в цепочку хозяйственных связей лица, не исполняющие свои налоговые обязательства. В результате создаются фиктивные расходы, уменьшающие прибыль для целей налогообложения, и необоснованно получаются вычеты по НДС.

Вторая схема популярна в компаниях, работающих с недвижимостью (агентства недвижимости, инвесторы, страховые компании), вексельная схема. Покупатель квартиры, заключивший договор инвестирования на строительство жилья, расплачивается с застройщиком (агентством недвижимости) векселем, приобретенным у организации, зависимой от застройщика. Это позволяет всем участникам незаконно минимизировать свои налоговые обязательства.

Третья схема способствует получению необоснованной налоговой выгоды при производстве алкогольной и спиртосодержащей продукции. Специфика данной схемы связана с рядом технологических особенностей производства алкогольной продукции (водки).

Последняя схема уделяет внимание компаниям, штат которых наполовину состоит из инвалидов. Формально такая организация соответствует требованиям, предъявляемым для освобождения от уплаты НДС, но при этом она производит продукцию силами не инвалидов, а персонала, привлеченного по договорам аутсорсинга.

Принципиально важный момент заключается в том, что сам по себе факт соответствия налогоплательщика критериям еще не означает, что у него есть нарушения налогового законодательства и что при выездной налоговой проверке ему обязательно будут предъявлены налоговые претензии.

Решение о предъявлении налоговых претензий за нарушение налогового законодательства принимается только на основании всестороннего анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика и соответствующих первичных документов.

Критерии — это своего рода сигналы о том, что деятельность налогоплательщика и его налоговые обязательства вызывают у инспектора вопросы. Такой налогоплательщик попадает в зону особого внимания налоговых органов.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru