ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Ценообразование Цели и виды тарифной политики. Методы тарифообразования
Цели и виды тарифной политики. Методы тарифообразования

Цели и виды тарифной политики. Методы тарифообразования

Тарифная политика в электроэнергетике подразделяется на государственную тарифную политику и тарифную политику энергокомпаний. Цель государственной тарифной политики – максимальное содействие развитию энергетической отрасли, с одной стороны, и устойчивому социально-экономическому развитию общества, с другой стороны. Цели тарифной политики энергокомпаний складываются исходя из общей рыночной стратегии предприятия. Три возможных цели тарифной политики на уровне энергетических предприятий таковы: во-первых, это увеличение доли рынка посредством увеличения объемов продаж, во-вторых, это максимизация прибыли с помощью снижения издержек, в-третьих, сохранение существующего положения на рынке, благоприятствующего развитию компании.

Тарифы в электроэнергетике – это совокупность организационных, экономических и правовых отношений, возникающих в процессе достижения баланса между интересами государства, предприятий энергетической отрасли и потребителей, направленного на справедливое определение системы оплаты за электрическую или тепловую энергию. [21, стр. 104]

Объектами тарифной политики в электроэнергетике являются тарифы на передачу электроэнергии, тарифы на электроэнергию, поставляемую в отсутствие конкуренции, предельные уровни тарифов на оптовом и розничном рынках, тарифы на услуги органов оперативно-диспетчерского управления, плата за подключение и сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков. Субъекты тарифной политики– органы государственного надзора, энергосбытовые компании, независимые поставщики, гарантирующий поставщик, генерирующие компании, органы оперативно-диспетчерского управления, потребители. [21, стр. 45]

Постоянные и переменные издержки при производстве и реализации энергии определяют один из методов тарифной политики: метод экономически обоснованных расходов производства и реализации энергии. Другими методами, применяемыми в рамках тарифной политики, являются методы рыночного спроса и рыночной конкуренции. [9, стр. 134]

Основными видами тарифной политики являются:

1. Дифференциация, учитывающая параметры энергоносителя, особенности потребительских сегментов, возможность установления скидок и надбавок к тарифу. Разновидностью дифференцирующих тарифов являются тарифы для потребителей, тарифы конкурентного генерирования, тарифы на основе конъюнктуры спот-рынка.

2. Стимулирование, применяемое в целях сохранения позиций энергокомпаний на рынке и реализуемое в виде скидок к базовым тарифам, а также предложения дополнительных сопутствующих услуг.

3. Эластичность, проявляющаяся в соответствии с внешними изменениями функционирования энергокомпании и выражающаяся в виде комплексного энергетического обслуживания потребителей, поставок различных видов энергоносителей, предоставления дополнительных сопутствующих услуг. [17, стр. 101]

Выделяют следующие этапы процесса образования тарифов на предприятии:

· определение базового тарифа, то есть, цены без скидок, наценок, транспортных, страховых, сервисных компонентов;

· определение цены с учетом вышеуказанных компонентов, скидок, наценок.

Применяются следующие основные методы расчета базового тарифа, которые можно использовать изолированно или в различных комбинациях друг с другом:

1. Методполныхиздержек, илиметодИздержкиплюс (Full Cost Pricing, Target Pricing, Cost Plus Pricing).К полной сумме затрат (постоянных и переменных) добавляют определенную сумму, соответствующую норме прибыли. Если за основу берется производственная себестоимость, то надбавка должна покрыть затраты по реализации и обеспечить прибыль. Применяется на предприятиях с четко выраженной товарной дифференциацией для расчета тарифов по традиционным товарам, а также для установления тарифов на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов. Этот метод наиболее эффективен при расчете тарифов на товары пониженной конкурентоспособности. Данный метод стыкуется с существующей практикой калькулирования себестоимости, что также объясняет его предпочтение для многих отечественных производственных структур.

Вместе с тем налицо и существенные недостатки: затратный механизм тарифообразования, обусловливающий слабую заинтересованность к их снижению; понижается конкурентоспособность товара; слабая связь с уровнем спроса. [19,стр. 38]

2. Метод стоимости изготовления (Conversion Cost Pricing).Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикаты увеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия в наращивание стоимости товара. Метод не применим для тарифных решений на длительную перспективу; не заменяет, а дополняет метод полных издержек. Он применяется в специфических условиях и случаях принятия решений:

· о наращивании массы прибыли за счет наращивания объема производства;

· об отказе или продолжении конкурентной борьбы;

· об изменении ассортиментной политики при определении наиболее и наименее рентабельных изделий;

· по одноразовым (индивидуальным, немассовым) заказам. [24, стр. 57]

3. Метод маржинальных издержек (Direct Costing System) новое явление в отечественной практике, базирующееся на разделении затрат на постоянные и переменные. При ценообразовании учитываются фактические переменные издержки на единицу продукции, которые увеличиваются на сумму предельного дохода. Назначение последнего покрытие постоянных затрат и обеспечение приемлемой прибыли предприятию. Метод маржинальных издержек предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицу продукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную норму прибыли. Обеспечиваются более широкие возможности тарифообразования: полное покрытие постоянных затрат и максимизация прибыли. Его очевидное преимущество – сокращение общей величины затрат предприятия, что стратегически существенно для российских предприятий. Применяя вариант «сокращенных затрат», предприятие, получая выигрыш в увеличении объема продаж, одновременно имеет возможность компенсировать непокрытые постоянные издержки за счет повышения предельного дохода. В то же время применение данного метода весьма ограничено ввиду ряда причин: неурегулированность соотношения принципов управленческого и налогового учета, остающийся высокой степенью государственного регулирования отечественного тарифообразования, низкой квалификацией администрации. [35, стр. 79]

4. Метод рентабельности инвестиций (Return on Investment Pricing) основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность не ниже стоимости заемных средств. Единственный метод, учитывающий платность финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации товара. Подходит для предприятий с широким ассортиментом изделий, каждое из которых требует своих переменных затрат. Годится как для традиционно производимых товаров с устоявшейся рыночной ценой, так и для новых изделий. Применяется успешно при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара.

5. Методымаркетинговыхоценок (Pricing based on Market Considerations).Предприятие старается выяснить тариф, по которому покупатель определенно берет товар. Тарифы ориентированы на повышение конкурентоспособности товара, а не на удовлетворение потребности предприятия в финансовых ресурсах для покрытия затрат. [24, стр. 66]

Какой бы метод расчёта тарифа не применялся, предприятие обязано соблюдать принципы тарифообразования.

Принципы тарифообразования это постоянно действующие основные положения, характерные для всей системы тарифов и лежащие в ее основе. [36, стр. 176]

Важнейшими принципами тарифообразования являются:

научность обоснования тарифов;

целевая направленность тарифов;

непрерывность процесса тарифообразования;

единство процесса тарифообразования и контроля за соблюдением тарифов.

Принцип научности обоснования тарифов состоит в необходимости познания и учета в тарифообразовании объективных экономических законов развития рыночной экономики, и прежде всего закона стоимости, законов спроса и предложения. [11, стр. 42]

Научное обоснование тарифов базируется на глубоком анализе конъюнктуры рынка, всех рыночных факторов, а также действующей в экономике системы тарифов. При этом необходимо выявить тенденции развития производства, спрогнозировать изменение уровня издержек, спроса, качества товаров.

Научность обоснования тарифов во многом зависит от полноты информационного обеспечения процесса установления тарифов и требует обширной и разнообразной информации, прежде всего экономической.

Принцип целевой направленности тарифов состоит в четком определении приоритетных экономических и социальных проблем, которые должны решаться с помощью тарифов, например, проблемы социальной защиты населения или проблемы целевой ориентации тарифов на освоение новой, прогрессивной продукции, повышение ее качества. [32, стр. 46]

Целевые приоритеты и целевая направленность тарифов изменяются на каждом этапе развития экономики.

Принцип непрерывности процесса тарифообразования проявляется в следующем. Во-первых, в своем движении от сырья до готового изделия продукция проходит ряд этапов, на каждом из которых она имеет свою цену. Во-вторых, в действующие тарифы постоянно вносятся изменения и дополнения в связи со снятием с производства устаревших товаров и освоением новых. С развитием рыночных отношений и усилением конкуренции этот процесс будет становиться все более динамичным.

Принцип единства процесса тарифообразования и контроля за соблюдением тарифов состоит в том, что государственные органы обязаны их контролировать. Этот контроль распространяется, прежде всего, на продукцию и услуги тех отраслей, по которым осуществляется государственное регулирование цен. Это продукция и услуги предприятий и отраслей-монополистов: газ, электроэнергия, услуги транспорта.

Такой контроль осуществляется и по товарам, в отношении которых действует режим свободных цен. Цель контроля – проверка правильности применения установленных законодательством общих для всех принципов и правил тарифообразования.

В случае нарушения дисциплины тарифов на предприятии или в организации на виновников налагаются административные и экономические санкции (штрафы). [29, стр. 222]

Различают два вида контроля:

1) государственный, осуществляемый государственными органами ценообразования – федеративными и региональными, при которых имеются инспекции по ценам. Кроме того, такой контроль могут проводить государственные инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей при органах торговли, как в центре, так и на местах;

2) общественный, проводимый обществами потребителей. Принятым в Российской Федерации законом о защите прав потребителей предусматриваются определенные права по контролю за ценами со стороны обществ потребителей. [31, стр. 88]




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru