Рычаги управления потребителями в вопросе энергосбережения
В нормативных документах должны быть отражены возможности воздействия на потребителей в вопросе энергосбережения. Важными рычагами управления могут быть:
«Силовое управление»
- энергетический аудит;
- выборочное анкетирование;
- энергетическая декларация;
- прямое государственное нормирование (для бюджетных организаций, естественных монополий).
В нормативные документы должны входить требования о разработке, корректировке государственных федеральных и региональных программ по энергосбережению, соображения об их составе и исполнителях, источниках финансирования программ и контроле над их выполнением.
Важнейшим рычагом, управляющим процессом сбережения, должны стать государственная или межведомственная федеральная и региональные энергетические экспертизы, в обязанности которых должны входить:
ü экспертиза проектов (в т. ч. реконструкции) гражданских и производственных зданий на предмет энергоэффективности составляющих их «средств энергосбережения»;
- экспертиза крупных энергосберегающих проектов на предмет включения их в государственные федеральные и региональные программы, программы РАО «ЕЭС России» и АО-энерго.
Наконец, в нормативных документах должны быть отражены обязательства Минэнерго, Госэнергонадзора, ФЭК, РЭК, РАО «ЕЭС России», АО-энерго в области пропаганды энергосбережения.
Финансовая поддержка энергосбережения.
Сюда относятся следующие мероприятия:
- изменение системы тарифов на энергию;
- введение акцизов на продажу топлива и энергии;
- введение налоговых и кредитных льгот на проведение энергосберегающих мероприятий;
- ускоренная амортизация энергосберегающего оборудования;
- введение таможенных льгот на импорт «средств энергосбережения».
Эти типы поддержки являются государственными и могут осуществляться на федеральном уровне, на уровне субъектов федерации или на обоих уровнях сразу.
Условия финансирования поддержки энергосберегающих мероприятий должны в нормативных документах оговариваться отдельно. Такая поддержка должна осуществляться на конкурсной и возвратной основе таким образом, чтобы не только финансируемая, но и финансирующая сторона были в экономическом выигрыше.
Институциональные решения
В этом вопросе необходимо стремиться к следующим результатам:
- более четкому определению в нормативных документах статуса и обязанностей федерального и регионального фондов энергосбережения, включая сюда определение:
1) источников его образования;
2) соотношения между средствами, отчисляемыми в федеральный и региональный фонды;
3) целесообразности использования через фонды энергосбережения средств государственной поддержки;
4) роли фондов в процедуре контроля над расходованием средств на осуществление энергосберегающих программ и мероприятий за эффективностью этого расходования;
- более четкому определению обязанностей РЭК в области энергосбережения;
- созданию государственных или межведомственных энергетических экспертиз.
На федеральном уровне создание нормативно-правовой базы энергосбережения сводится к разработке следующих документов:
1. разработка дополнений и изменений к Федеральному закону «Об энергосбережении». Дополнения должны повысить ответственность потребителей и производителей энергии за нерациональное ее использование, а также усилить заинтересованность этих организаций в энергосбережении;
2. разработка официального комментария к Федеральному закону «Об энергосбережении», обеспечив толкование статей этого закона;
3. разработка дополнений и изменений к Федеральной целевой программе «Энергосбережение России» с целью придания ей статуса Президентской;
4. и других документов.
Основными недостатками существующей нормативно-правовой базы являются: слабая согласованность нормативных, информационных и институциональных положений, приводящих в жизнь систему мер для организации энергосберегающей деятельности; недостаточная роль РАО «ЕЭС России» и его дочерних структур в интенсификации энергосбережения; слабая роль ФЭК и РЭК.
Субъекты Российской Федерации при поддержке Минэнерго России также разработали региональные законодательства в области энергосбережения. Так, Законодательным Собранием Ивановской области 14 мая 1998г. был принят Закон «Об энергосбережении в Ивановской области», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы в сфере энергосбережения, осуществляемого в Ивановской области.
Контрольные вопросы
1. Что является основой для создания нормативно-правовой базы энергосбережения?
2. Назовите основные документы, регулирующие отношения при осуществлении энергосбережения.
3. Какие подпрограммы входят как составные в Федеральную целевую программу «Энергосбережение России»?
4. Перечислите основные направления работ в области энергосбережения в соответствии с целевой программой «Энергосбережение России» как на первом, так и на втором этапе ее осуществления.
5. Перечислите особенности типов потребителей энергии с учетом воздействия на них рычагов по энергосбережению.
6. Что должно быть отражено в нормативных документах для более эффективной работы по энергосбережению?
Список используемой литературы
1. Временные руководящие указания по организации работ в сфере энергосбережения в управлениях Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации. – Изд. департамент Госэнергонадзора и энергосбережения. - Т.1, Т.2.
Похожие материалы |