ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Логистика Лекции по логистике. Понятие логистики и логистической системы. Основные теоретические основы логистики
Лекции по логистике. Понятие логистики и логистической системы. Основные теоретические основы логистики

Лекции по логистике. Понятие логистики и логистической системы. Основные теоретические основы логистики

Конспект по логистике

Логистика - наука о планировании, организации, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Кризис сбыта, глубоко поразивший экономику Российской Федерации в последние годы, невольно приковал внимание ученых и практиков к проблемам, так или иначе связанным с организацией товарных потоков. Предприниматели всех масштабов и рангов приходят к убеждению, что без сознательного, целенаправленного управления материальными и информационными потоками нельзя обеспечить успешное продвижение товаров на рынок, что наряду с маркетингом необходима теория и практика товародвижения.

Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и специалисты в этой области должны иметь необходимые навыки для эффективного решения логистических задач в рамках фирмы. Применение этих навыков тесно связано с транспортной системой, снабжением, сбытом продукции, запасами и другими областями, входящими в логистическую систему.

Специалисты логистической системы должны знать и понимать суть предмета и требования, предъявляемые к ней. Прежде всего следует знать, что управление логистической системой - это системный принцип, охватывающий в конечном счете все мероприятия по перемещению и хранению материалов в пределах фирмы и ее распределительных каналах. Это означает, что принятие решения в одной области логистической системы, например, в области транспорта, может повлиять на систему в целом.

Логистика связана с обслуживанием потребителя: учитывает наличие продукции на рынке при заранее определенных затратах и параметрах обслуживания. Это подразумевает понимание рыночных аспектов логистических систем.

Логистика имеет дело с управлением материальным потоком и связанным с ним потоком информации от ввода в систему до конечной продажи. Поэтому следует стремиться к разработке таких систем управления и контроля, которые отражали бы этот материальный поток.

Логистика представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде западных фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей принадлежат решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

Целью дисциплины “Логистика” является получение студентами знаний и понимание законов и принципов, по которым развивается логистическая система. Студенты вооружат себя знаниями, необходимыми для будущей практической деятельности в сфере логистических систем, заложив тем самым существенную основу для дальнейшей более узкой специализации, то есть возможности стать профессионалом в области транспортных систем, снабжения, сбыта продукции, информатики, управления запасами, анализа различных стратегий по обеспечению фирм и других организации различными материальными ресурсами.

"Логистика - организация и управление производством, транспортировкой, хранением и перевалкой товаров, а также относящимися к ним вспомогательными процессами и принятие решений на месте для того, чтобы предоставить в распоряжение клиентов нужные товары в желаемый срок и в нужном количестве" (Экономический толковый словарь).

Логистика - процесс управления движением и хранением сырья, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

"Логистика - это планирование, организация и контроль всех видов деятельности по перемещению и складированию, обеспечивающих прохождение материального и связанного с ним информационного потоков от пункта закупки сырья до пункта конечного потребления" (Барлоу).

Материальный поток – продукция, рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических операций и отнесенная к временному интервалу. (Материальный поток имеет размерность “Объем (количество, масса) / время”). Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток.

Информационный поток – совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток может существовать в виде бумажных и электронных документов (см. также Глава 4 «Задачи информационной логистики»).

Логистическая операция – это обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и/или информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).

Логистические Затраты– затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.д.).

Логистическая система – адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.).

Эффективность логистической системы – это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических затрат.

Компоненты эффективности логистики: время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам

Базисная цель логистического анализа – классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения управленческих затрат.

Метод АВС – анализа (правило 80-20)- средство классификации и ранжирования ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской деятельности фирмы.

Результат АВС – анализа – группировка ресурсов по трем категориям:

· Категория А включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) и скрупулезного учета и контроля. Ресурсы этой группы - основные в бизнесе фирмы.

· Категория В составлена из тех видов ресурсов, которые в меньшей степени важны для компании и требуют обычного контроля, налаженного учета (возможно, ежемесячного).

· Категория С включает широкий ассортимент оставшихся малоценных ресурсов, характеризующихся упрощенными методами планирования, учета и контроля.

Метод XYZ -анализа - классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС-анализа в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.

Результат XYZ - анализа - группировка ресурсов по трем категориям:

· Категория X - ресурсы характеризуются стабильной величиной потребления, незначительными колебаниями в их расходе и высокой точностью прогноза.

· Категория Y - ресурсы характеризуются известными тенденциями определения потребности в них (например, сезонными колебаниями) и средними возможностями их прогнозирования.

· Категория Z - потребление ресурсов нерегулярно, какие-либо тенденции отсутствуют, точность прогнозирования невысокая.

Запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно–технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления.

Запас – это форма существования материального потока: материальный поток, отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас

Производственные запасы - часть совокупных запасов, предназначенных для производственного потребления, находящаяся на предприятиях – потребителях всех отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Товарные запасы - часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий – изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Запасы товарные подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.

Текущие запасы – Базисная, постоянно меняющаяся часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового процесса между очередными поставками.

Подготовительные запасы - часть производственных запасов, требующих дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть товарных запасов, наличие которых вызвано важностью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям.

Переходящие запасы – остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода.

Сезонные запасы – образуются при сезонном характере производства потребления или транспортировки.

Страховые (гарантийные) запасы - резервная, постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса.

Цель управления запасами - обеспечение бесперебойного производства и поставки продукции в нужном количестве и в установленные сроки и достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных расходах на содержание запасов, нахождение оптимального соотношения между Затратами и выгодами.

SIC (Statistical Inventory Control) – техника управления запасами использующая статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (для производственных компаний – с учетом времени изготовления).

Формула Вильсона - формула для определения оптимальной величины заказа

Классификация систем контроля за состоянием запасов – производится в зависимости от выбора и регулируемых значений таких параметров как: размер заказа, точка заказа, максимальный запас и периодичность (или период повторения) заказа.

Закупочная логистика – управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами, первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.

Программное планирование закупок - процесс планирования снабжения производства на основе производственной программы. Метод осуществляет планирование на 3-х уровнях:

1. уровень – планирование программы производства;

2. уровень – определение потребностей и распределение материалов;

3. уровень – оперативное управление закупками (здесь фактическое отклонение от плана передается через обратную связь на уровень планирования и возникает замкнутая система).

Система снабжения производства по запросам - по системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения

Метод «Точно в срок» (JIT - Just In Time) – полная синхронизация процессов снабжения с производством, что значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок.

Выбор поставщика – процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий.

Задача MOB(Make Or Buy - «сделать» или «купить») - решения по закупке или самостоятельному производству комплектующих изделий или реализации вспомогательных процессов. Принимаются как по использованию собственных средств производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих.

Аутсорсинг - это отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого, например, в сфере ремонта или обслуживания оборудования. Русский аналог слова аутсорсинг - кооперация

Распределительная логистика - это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю. Распределительная логистика должна обеспечить системную взаимосвязь:

· процесса управления материальными и информационными потоками с целями и задачами маркетинга;

· процесса распределения с процессами производства и закупок в плане сквозного управления материальными потоками);

· всех функций внутри самого распределения.

Логистический канал (канал распределения) – это частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.

Логистическая цепь 2 – это линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.

Условные обозначения:

Т1…….Тn - множество транспортно – экспедиционных фирм, оказывающих комплекс услуг по доставке товаров.

D1……..Dm - множество оптовых и розничных посредников

Выбор логистических посредников - использование посредника уменьшает цену продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на складирование, и т.д. При выборе посредника Следует следить, чтобы затраты, связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение прибыли.

Складская логистика — оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.

Задачи выбора складов - определение оптимального количества складов в системе распределения и определение оптимального месторасположения складов (распределительных центров) на обслуживаемой территории.

Методы решения задачи размещения складов (распределительных центров):

· Эвристический метод

· Метод полного перебора

· Метод определения центра тяжести

· Метод сетки

Логистический сервис представляет собой комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров и неразрывно связан с процессом распределения. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока.

Уровень логистического сервиса - количественная оценка теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными и стоимостными затратами на его оказание.

Взаимосвязь функций логистики и маркетинга - маркетинг формирует спрос, а логистика - его реализует путем создания технико–технологически сопряженных систем движения материалов и систем контроля за их прохождением.

Критерий разграничения заготовительной и распределительной логистики - момент перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к другому. Технически данный вопрос может решаться в соответствии с базовыми условиями договоров купли – продажи, основные положения которых систематизированы Международной Торговой Палатой в ее издании «INCOTERMS» .

Склады– здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.

Задачи складской логистики

· Рациональная планировка склада при выделении рабочих зон, способствующая снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;

· Эффективное использование пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличит мощность склада;

· Использование универсального оборудования, выполняющего различные складские операции;

· Минимизация маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;

· Осуществление унитизации партии отгрузок и применение централизованной доставки;

· Максимальное использование возможностей информационных систем.

Показатели работы склада - технико – экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов (Табл.5).

Штриховой код, бар – код – комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшением Затрат обращения, повышением уровня контроля за состоянием запасов и др.

Транспортная логистика — оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Задачи транспортной логистики:

· Выбор вида транспортного средства.

· Выбор типа транспортного средства.

· Определение разноканальных маршрутов доставки.

· Обеспечение технологического единства транспортно- складского процесса.

· Совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок).

· Создание транспортных систем, в том числе транспортных коридоров и транспортных цепей.

· Выбор вида транспортного средства - одна из основных задач транспортной логистики, решаемая с учетом следующих данных:

· базисных условий поставки;

· характера груза – его консистенции, веса, объема, габаритов и т.д.;

· количества отправляемых партий груза;

· места нахождения точки, в которую должен быть доставлен груз, его погодных, климатических, сезонных характеристик;

· расстояния, на который должен быть доставлен груз;

· ограничений скорости перевозки груза;

· ценности груза;

· близости расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, магистральным автомобильным дорогам, морским и речным портам и т.д.

Транспортная характеристика груза – совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.

Характеристика груза – это режим хранения, способ упаковки, перегрузки и перевозки, физико–химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.

Маркировка – различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документам, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные надписи, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.

Классификация маркировки:

· Товарная – содержит наименование изделия, название производителя товара, его адрес, заводскую марку (товарный знак), качественные характеристики (сорт, ГОСТ и т.д.) и другие необходимые сведения о товаре.

· Отправительская – содержит номер места, (в числителе) и число мест (в знаменателе), наименование отправителя и получателя, пункт отправления и назначения.

· Транспортная – наносится в виде дроби (в числителе – порядковый номер, за которым данная отправка принята к перевозке по книге отправлений, в знаменателе – число мест данной отправки), рядом с дробью номер грузовой накладной, масса брутто и нетто.

· Специальная – указывает способ хранения груза и обращения с ним в пути и во время грузовых операций.

Производственная логистика — обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.

Задачи производственной логистики:

· Планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;

· Разработка план–графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;

· Разработка графиков запуска – выпуска продукции, согласованных со службами снабжения и сбыта;

· Установление нормативов незавершенного производства и контроль за их соблюдением;

· Оперативное управление производством и организация выполнение производственных заданий;

· Участие в загрузке производственных мощностей заказами потребителей;

· Участие в разработке и реализации производственных нововведений;

Классификация логистических систем организации производства:

· «толкающего» типа МRP; DRP и др.

· «тянущего» типа ОРТ, Канбан и др

· Комбинации систем «толкающего» и «тянущего» типа МRP-2 - Канбан

Система «толкающего» типа представляет собой систему подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции.

Система «тянущего» типа – система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей только по мере Следуетсти.

МРП (MRP) - планирование потребности в материалах. Эта система располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени.

МРП - 2 (MRP - 2) - система планирования производственных ресурсов, включающая функции МРП, а также функции управления технологическими процессами, САПР и др.

ДРП – 2 (DRP - 2) - система управления и планирования распределением продукции, позволяющая не только учитывать рыночную конъюнктуру, но и активно воздействовать на нее.

ОПТ (ОРТ) - оптимизированные производственные технологии. Основным принципом системы ОПТ является выявление “узких” мест – критических ресурсов, в качестве которых могут выступать:

запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал.

Канбан - комплексная система организации производства, претворяющая в жизнь принципы общей теории систем, в соответствии с которыми фирма трактуется как организационное единство. Система обеспечивает оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства.

JIT («Точно в срок») – общий организационный подход, с помощью которого, в результате учитываемого спроса и точного управления, резко сокращаются запасы и длительность производственного цикла.

Задачи информационной логистики:

1. Организация и структуризация потоков данных сопровождающих материальный поток

2. Доставка их в требуемое место в требуемое время и в требуемом объеме

3. Накопление структурированных данных - формирование информационного поля для проведения полномасштабного анализа

4. Обеспечение проведения анализа и принятия решений (расчеты, визуализация анализа и результатов, экспертные рекомендации)

5. Доведение решений до исполнителей и контроль исполнения.

(подробно смотри Глава 4 ).

Бизнес-процесс- модель преобразования сущностей типа «вход-выход», понимаемая как работа по реализации приписываемой функции

Структура процессов - отражение компонент процессов и устойчивых связей между ними

Реструктуризация бизнес-процессов - изменение модели бизнес-процессов компании: сокращение, добавления, изменения образующих бизнес-процессы работ, изменение сетевой модели образующих бизнес-процессы работ, перераспределение ответственности звеньев за исполнение бизнес-процессов

Непрерывное Усовершенствование Процесса (CPI – Continuous Process Improvement ) - методика «плавной» реструктуризации бизнес-процессов

Бизнес-процесс реинжиниринг (BPR -business process reengineering) - методика кардинальной реструктуризации бизнес-процессов

Вертикальное сжатие бизнес-процессов - объединение нескольких разноуровневых рабочих процедур в одну

Горизонтальное сжатие бизнес-процессов - объединение нескольких одноуровневых рабочих процедур в одну

Команда процесса - выделенная группа менеджеров и специалистов, ответственная за реализацию процесса (Во главе команды стоит «Владелец процесса»)

Количественные модели логистики - количественные описания логистических моделей компании

Workflow - программное обеспечение для описания, проектирования, управления и контроля бизнес-процессов

Список литературы

1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996. – с. 124

2. Костоглодов Д.Д., Харисова Л.М. Распределительная логистика. – М.: 1997.

3. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 327 с.4.

4. Одинцова Е.В. Организация эффективной системы складирования // Экономика и социум. – № 11(30), 2016.

5. Промышленная логистика. – СПб., «Политехника», 1994. – 165 с.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru