ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Конспект лекций по философии. Тенденции философии эпохи возрождения. Французское просвещение. Философия нового времени
Конспект лекций по философии. Тенденции философии эпохи возрождения. Французское просвещение. Философия нового времени

Конспект лекций по философии. Тенденции философии эпохи возрождения. Французское просвещение. Философия нового времени

Возрождение

Три тенденции философии эпоха возрождения:

- гуманизм

- неоплатонизм

- натурфилософия

Эпоха возрождения раздвинула человеческие горизонты так как ни когда прежде. Многие географические открытия и изобретения появились на свет в это время. Появляются первые ростки буржуазных и кап. отношений в Италии. Появляется светское образование. Секуляризация – освобождение общества от опеки со стороны церкви. В эту эпоху складываются отношения на отделенное от церкви развитие науки

Идейные истоки философии возрождения:

- в античной философии и в средневековом гуманизме. Интерес к античной культуре был первостепенен. Деятели возрождения мечтали возродить античную философию и культуру. Впервые это понятие «возрождение» употребил Д. Возари. В это время античную философию и культуру рассматривали как идеал. Античный неоплатонизм, возникший на закате античности, вспыхивает возрожденческим неоплатонизмом. Идеи синтеза очень важны для этой эпохи.

- средневековый гуманизм: Данте (12 век) предтече гуманизма эпохи возрождения. Его комедия входит за круг очерченных принципов средневековья. Основные моменты: удивительное отношение к потусторонней и земной жизни человека, земная жизнь это ценность, к ней необходимо относиться бережно и сокровенно. Второй тезис: достоинство человека определил не условностью принадлежности, а его доблестью, личными качествами и заслугами.

Ф. Петрарка – первый гуманист.

Гуманизм – широкое идейное течение, провозглашающее человека венцом творения и высшей ценностью. В единстве своих природных, духовных, физических качеств человек достоин счастливой жизни в этом мире. Важнейшие качества человека, наиболее ценимые гуманистами: свобода и творчество. Человек свободен и способен творить. И эта свобода означает, что господь сделал человека сотворцом. Человек является творцом мира культуры. В гуманизме находим новое понимание человека, это понимание связано с отказом в восприятие человека как существа страдающего, ищущего спасения души, и провозглашением идеи человека как творца, творящего мир культуры и самого себя.

Пико Делла Миранделла один из представителей гуманизма. Он провозгласил новое в понимание человека. «Господь создал человека и велел человеку самому творить себя». В рамках гуманизма рождается упоение человеком, желание оправдать человеческую телесность, но так же появляется у М. Фичино идеи обожествления человека: «Человек настолько прекрасен, что художники изображая бога используют человека как модель. Человек соравен богу, человек тоже бог». Нет запретов, возникает вседозволенность и т.д.

Неоплатонизм:

Родилось данное понятие в 3 веке н.э. Основные представители: Плотин, Ямвлих, Пикрокл. Основная концепция бытия (онтология неоплатонизма): бытие – единство единого ума и души. Объяснение бытия заложили концепции эманации (истечения). Из единого истекает мир, душа и т.д. Эта идея неоплатонизма была воспринята в эпоху возрождения: Н. Кузанский, М. Фичино. Заложено идея единство мира и бога, единства доходящего до отождествления, мир и бог не противостоят друг другу.

Теизм

Бог *

Мир

Пантеизм (бог растворен в мире)

* *

Кузанский утверждает, что бог, как абсолютный максимум присутствует в любой частице природы, и следовательно совпадает с абсолютным минимумом. Основная идея совпадения противоположностей (диалектика).

Философия нового времени.

(17 – середина 19 века)

В философии нового времени можно выделить несколько подэтапов:

1. Этап разработки методов философии (17) Бекон, Декарт

2. 18 век. Век просвещения в основном Французы: Вольтер, Руссо, Дидро, Гольтбах, Лимитри, Гельвеций.

3. Немецкая классическая философия: Кант, Гегель и др.

Проблема методов философии. Почему эта проблема становится для науки и для философии на первое, ключевое место? Это обусловлено несколькими причинами: буржуазная революция, развитие материального производства и оно требует развития науки и следовательно проблема науки выходит на первый план. И Декарт и Бекон обнаруживают, что схоластический мир не был изжит в эпоху возрождения: а это а) безоговорочная вера в авторитет, б) отсутствует эксперимент, уход в умозрение и это все тормозило развитие науки. К тому времени было уже много открытий, но они были не систематизированы следовательно науки не хватало метода для прогнозирования и систематизации науки. И проблемой метода занялись Бекон и Декарт. Бекон разработал эмпирический метод (новый арганон), а Декарт разрабатывает рационалистический метод. Оба понимают, что без философии наука не может дальше двинуться. И этот союз наиболее сильно заявил о себе в это время.

Бекон:

«Новый органон» у Аристотеля было произведение «Органон»: Беконовские интенции связаны с отрицанием авторитета Аристотеля. Силологизм Аристотеля не достаточен для современной науки, необходимо разрабатывать индуктивный метод. В «новом органоне» 2 части, в первой критика схоластики (он пишет, что схоластика бесплодна, схоласт уходит в отпеченное умозрение, а наука должна быть опытной и экспериментальной, во второй разработка методов полной индукции. Идолы человеческого разума: Бекон говорит, что не только схоластика мешает своими идолами, но и человеку присуще некоторые заблуждения, и человек должен относиться к себе критически: он выделяет 4 идола:

1. Идол рода: находит основание в самой природе человека, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей … уму уподобляется неровному зеркалу … отражает вещи в искривленном виде. (человек разумен и обладает целепологанием и перенося это на природу: в ней все разумно и целепологаемо, у Аристотеля форма всех форм это бог (телеологоия – учение о целесообразности). Бекон выступает против целесообразности в природе, в ней нет целепологания. И не стоит объяснять мир как самих себя)

2. Идол пещеры: суть заблуждения отдельного человека, каждый из нас сидит в своей пещере, и он видит мир только из своей пещеры, и он говорит, что надо убрать шоры человека. Он критикует субъективизм. Надо критично относиться к своим взглядам.

3. Идол площади: важно употреблять понятия в их истинном значении. Надо договориться о смысле употребления понятий, и после этого можно вести диалог.

4. Идол театра: солько написано пьес и сколько их сыграно, ученый не должен уподоблять актеру и играть чужие роли. Ученый должен критически воспринимать любые теории, иначе он превратиться в марионетку.

Индукция –, что отличает Беконовскую индукцию? Научное знание выражается в понятии. А понятие может быть ложное или истинное. Понятие – это обобщение. Ошибка схоластики – поспешность в обобщениях. Ответ на вопрос: индукция по бекону носит полной характер. По мнению Бекона надо искать факты не подтверждающие гипотезу, а наоборот, отрицающие её.

Декарт:

Исходная позиция построения науки. Он говорил, что существующее научное знание бессистемно. И важно выкинуть ложное и оставить истину. И важнейший момент: сомнения в науке. У Декарта в отличие от Бекона сомнения находится в самом начале философствования. По мнению Декарта, философия не дает достоверное знание, и противопоставляет философию математике. Он старался найти то достоверное основание, из которого все можно выводить. Он предлагал сомневаться во всем. Он говорил, что сомневаться не нужно только в факте нашего сомнения. Поскольку сомнение это акт нашего мышления. Следовательно, мы не можем сомневаться в нашем мышлении. И наше мышление более достоверно, чем окружающий мир. И как итог: мыслю, следовательно, существую.

Учение об интеллектуальной интуиции. Развитие мысли, непосредственно минуя обсуждение.

«Рассуждение о методе» и «Правило для руководства ума»: основные работы Декарта.

Четыре правила сформулировал Декарт для научного поиска:

1. За истину принимать только то, что представляется с полной очевидностью, и не вызывает никаких сомнений. (критерий истины в самом человеческом мышлении, мышление гарантия истинности.)

2. Каждую сложную задачу необходимо делить на столько частей, на сколько это возможно. (Вычленение элементов сложного)

3. В решении методично переходить от простого к сложному, не перескакивая этап.

4. Делать постоянные перечни того, что сделано самим и другими.

У Декарта особая философская позиция: дуализм. Монизм: позиция, когда признается в качестве первоначало либо дух, либо материю. А дуализм признает и дух и материю.

Французское просвещение

Эпоха просвещение: отличается апофеозным разумом. Еще ни когда человеческий разум и его всесилие не восхвалялись. Признавалось всесилие разума. На разумных основаниях можно построить общество. Разум надо разбудить и тогда исчезнут предрассудки, религия и все будет хорошо (и это родило лозунг: свобода, равенство и братство).

Но во всесилии разума усомнился Кант.





Похожие материалы



 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru