ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Философия Конспект лекций по философии. Философская антропология. Понятие человека в новейшей философии. Философия существования. Принципы средневекового философствования
Конспект лекций по философии. Философская антропология. Понятие человека в новейшей философии. Философия существования. Принципы средневекового философствования

Конспект лекций по философии. Философская антропология. Понятие человека в новейшей философии. Философия существования. Принципы средневекового философствования

Философская антропология

Человек как философская проблема

1) Сущность человека: историка философский аспект

2) Основные противоречия человеческой природы

Проблема сущности человека очень дискуссионная по сей день, вплоть до полного отрицания ее существования.

Чаще всего сущность человека пытались определить через одну атрибутивную (неотъемлемую) черту.

Первым дает определение человека Аристотель: как общественного животного. В целом в античной культуре подчеркивается отличие человека от животного мира. Его называют микрокосмос – подчеркивая его универсальность, он может быть любым и в нем есть все.

В средние века в Европе человек понимается двойственно: образ и подобие божье (может стать святым и приблизиться к Богу) а с другой стороны подчеркивается его греховность. От сюда греховность всего телесного, плотского. Человек понимается как «тварь» - сотворенное (но Фома Аквинский поднимает его на самую верхнюю ступень)

Эпоха возрождения возвращает телесность человека по сравнению со средними веками. Для этой эпохи характерна апология человека как ни для какой другой. Любование человека характерно для ренессанса. Д. Пико дела Мирандола говорит о промежуточности человека. Речь идет о том, что человек принадлежит 2 мирам и ни одному из них одновременно: земному (сходен с природой, животным) и духовному (роднит его с ангелами). Из этой двойственности делается вывод об особенности человека во вселенной. Для эпохи возрождения характерен гуманизм (АНТРОПОЦЕНТРИЗМ, он приходит на смену теоцентризму эпохи средневековья). Индивидуализм становиться теневой стороной гуманизма, и он подразумевает абсолютизацию свободы человека. Самое позитивное влияние гуманизма проявляется в творчестве, человек понимается прежде всего как творец. Социальный статус творца был очень высок, и наверное ни когда так больше не поднимался.

Новое время (17 век): человек понимается как существо разумное (начинается эпоха просвещения) человек понимается как обладатель разума. Но возможности разума абсолютизируются. Считается, что человек достаточно могущественное существо, что бы переделывать природный и социальный мир. От сюда 17 – 18 века это эпоха бурного развития науки. Это эпоха создания социальный проектов (революционной идеологии), эпоха преувеличения роли социального воздействия, и игнорируются врожденные различия людей. Эти века определяют человека как существо разумное. Человек часто рассматривается с позиций механицизма. Ж Ламетрик в своем произведении сравнивает человека с машиной.

В это же время немецкая классическая философия в лице Канта говорит, что основной вопрос философии вопрос о сущности человека:

- что я могу знать;

- что я должен делать;

- на, что я могу надеяться.

- что есть человек.

Вопрос Кантом поставлен, но ответа на последний вопрос не дает. В дальнейшем этот вопрос о человеке в немецкой классической философии отходит на второй план.

Но Фейербах снова говорит о человеке (середина 19 века). И он рассматривает человека ни как разумное существо а как чувствующее. Главная проблема которую пытается решить Фейербах (сущность христьянства) – проблема счастья человека.

Еще в 19 веке параллельно существует не классическое понимание человека (С. Кьеркегор (наслаждение и долг. Дневник обольстителя), А Шопенгауэр(афоризмы житейской мудрости. Метафизика половой любви.)) оба они рассматривали человека как субъективность, как существо чувствующее переживающее. Поэтому в неклассической философии используются такие понятия как страх, беспокойства.

В конце 19 века к этим именам следует присоединит Ф. Нитше.

сточки зрения природы) и не знает (с точки зрения духовности) о себе ни чего

В течение этого периода все еще продолжается течение определить человека через одну его черту. Сущность человека по Марксу есть совокупность общественных отношений. У Нитше: человек это существо способное смеяться., или человек это то, что должно быть преодолено.

В новейшей философии человек понимается более критично и от апологии человека ни осталось ни чего. Человек более занимается собой в философии – главная тематика в философии антропологическая. Для этого есть две причины:

1). в сфере науки ( начало 20 века развитие наук о человеке психология, психиатрия и т. д.) Человек становиться предметом познания не только в науках но и в философии (проблема души, духовности человека).

2) исторические причины: человек вынужден был увидеть, что человек существо иррациональное (причины 1 мировая война, революции). Человек исходя из этого проявляется как импульсивное, но не разумное.

В этом аспекте интересна немецкая школа философской антропологии под руководством М. Шелера (20-е годы 20 века). Его работа «Положение человека в космосе». Эта школа опирается на научные данные о человеке. Шелер выделяет 4 мира: мир неорганическое природы, растительной природы, животный и человеческий. Приходит, что человек в себе содержит много из каждого мира но в тоже время содержит нечто специфическое. Он соотносил в человеке жизненный порыв (обладает силой) и дух (обладает знанием, но в нем нет силы). Шелер приходит к выводу, что специфика человека это дух, это то, что родит его со всей вселенной. Он подчеркивает активность человека: он не доволен наличным бытием, и все время выходит за пределы своего бытия, раздвигая их.

Х. Плеснер, А. Гелен.

1). Х. Плеснер («Ступени органического и человек») выделяет в человеке эксентричность и в этом видит специфику человека. Под эксцентричностью подразумевается «центр» находящийся вне центра человека. (вне его экологической ниши). Он считает, что для человека естественно быть искуственным.

2). Гелен видит специфику человека в его неспециализированности. Но Гелен видит это неспециализированность в изначальной слабости человека (у него нет ни зубов ни рогов и т.д.). И эта слабость заставляет его создавать культуру т.е. культура результат телесной неприспособленности человека и как компенсация за незащищенность и слабость.

Э. Кассирер: он специфической чертой человека определят символотворчество (человек - существо творящее символы).

Экзистенциализм (философия существования): отец экзистенциализма Кьеркегор. Последователи: К Ясперс, М. Хайдеггер, Бердяев, Ж.П. Сартер, А. Камю. Они занимаются проблемой человеческой субъективности (и отношения к смерти и свободы) и взаимоотношения личности с обществом. Он не однороден, делиться на религиозный и атеистический.

Для религиозного экзистенциализма характерно движение человека к Богу через творчество. Человек продолжает акт творения Бога в своем творчестве.

В атеистическом экзистенциализме по иному встает вопрос о сущности человека. Он утверждает, что человеку не важно есть ли Бог, за свои поступки человек отвечает сам. Для данного направления характерно признание свободы человека (человек обречен быть свободен) т.е. свобода подразумевает ответственность (в плоть до ответственности за весь мир) В данном направлении характерна социальная активность его последователей. Одна из главных тем: взаимоотношения личности и общества. Личность и общества изначально враждебны, находятся в состоянии антагонизма. Т. е. человек вброшен в мир, без учета его мнения. Еще одна важная тема экзистенциализма: отношения человека и бытия. Средство познания – пограничная ситуация на гране с небытием. В отличие от первой школы, данная школа не оперирует с конкретными науками о человеке. Экзистенциализм ближе к художественной литературе. Сартер «Бытие и ничто», Комю «Чума». Главное в понимание сущности: понимание противоречия между сущностью и существованием человека. У всех других вещей сущность предшествует существованию: а человек выстраивает свою сущность в процессе его существования. (т.е. человек творит себя сам) Прослеживается идея абсолютной ответственности.

Средневековая философия (конец 1 – начало 2 века н. э. конец 14 – начало 15 век)

На протяжения с 1 по 5 век существовала и средневековая и античная философия (вплоть до падения римской империи)

Суть средневековой философии: это синтез библейского откровения и античной мудрости. Ср. философия опирается на идейно наследие которое было оставлено греками и библейское наследие (культура еврейского народа зафиксированная в библии). Филон Александрийский – 1 век н.э. соединил в своем фил. учении античную философию и библейское откровение. Учение Филона Александрийского о логосе как посреднике между Богом и миром. Учение о логосе появилось у Гераклита – начало всего сущего – огонь. Мир создан не Богами, а мир есть огонь. Все сущее подчиняется логосу – необходимости. Логос греч. – слово. В хр. учении логос это Бог (Бог сын) Господь послал сына – логос это посредник между Богом и человеком – это и есть Бог сын. (после некоторой трансформации).

Происходит рационализация религиозного образного мышления. Философия вплетает в ткань своих рассуждений религиозные сюжеты. Важнейший источник средневековой философии – библия. Ветхий завет – наследие иудаизма. Новый завет (Евангелие – благая весть) – наследие христианства. Послание и деяния апостолов, апокалипсис.

Принципы средневекового философствования (основные принципы) Подвержена традиционализму, чем древнее тем истинный.

1) Принцип монотеизма, преодоление принципа политеизма античной философии.

2) Креационизм – мир сотворен Богом. 1 Книга: книга бытия – онтология христианства. Там рассказывается для чего появился мир. Господь творит мир не так ремесленник творит кувшин из глины. Господь творит мир из ничего, по своей доброй воле. Он творит мир из переизбытка любви, для того чтобы на сотворенный мир излить свою любовь. Человек был создан бессмертным.

3) Теоцентризм: Бог как центр. Бог центр к которому устремлено все бытие. Он центр философствования. Бог есть некий центр, вершина иерархического устроения бытия. Ср. философия унаследовало учение о телеологии (учение о целесообразности). Телеология античная не исчезает – сам принцип целесообразности бытия остается в хр. философии. Социальное бытие, бытие общества должно отражать небесную иерархию. Есть помазанник божий – царь, есть сословия духовенство, дворяне, буржуазия.

Указывает на то, что Бог центр бытия, философствования и небесной иерархии.

4) Провиденциализма – господь предвидит и определяет своим проведением развитие человечества в целом, общества и конкретного человека. Августан выдвинул концепцию предопределения. Господь определил всех людей к чему-то: одних к вечной жизни, других к страданиям.

5) Принцип персонализма – персона лат. - личность. Хр. Бог – это личность, а не некая безличная сила. А человек сотворен по образу и подобию следовательно он тоже личность, и несет в себе некое божественное начало. Душа человека открыта только Богу, она не проницаема для других людей.

Хр. мировоззрение можно охарактеризовать как теизм. Бог это личность, сверхличность.

Деизм Бог не личность (характерно для возрождения, нового времени). Бог некая безликая сила, он подобен некой необходимости. Он как часовщик завел универсум и удалился, позволяя универсуму развиваться по своим законам.

Бог в человеке это голос совести – хр. авторы говорят, что это божественный голос. Первый открывает совесть – Сенека.

6) Эсхатологизм – (конец, завершение) Эсхатология - учение о конечных судьбах мира и человечества. Цикличность связанная со сменой времен года (существовавшая у греков): это мировоззренческая установка господствовала очень долго – ее преодолел Августин. Он определил новою концепцию человеческого развития. История имеет начало (изгнание из рая Адама и Евы), но она имеет и конец – второе пришествие. История это движение от прародителей до первого пришествия И. Христа, и далее до второго пришествия Бога на землю. Центральный момент жизни – это жизнь И. Христа на земле.

Теодицея – учение об оправдании Бога перед лицом существующего на земле зла, возникшее на основе эсхатологии. Человек был сотворен свободным – и эта свобода привела ко злу. Свобода захотеть быть как Боги. Человек сотворен с выбором между добром и злом. Августин осмысливает эти вопросы. И разрабатывает 2 концепции теодицей: онтологическая и эстетическая.

Онтологическая концепция: господь сотворил мир совершенным, но это совершенство не абсолютно повторяет совершенство Бога, это творение ниже совершенства Бога. Этот недостаток добра – зло. Зло это недостаток добра.

Эстетическая – о зле можно судить сопоставляя его с добром. Познать добро можно сравнивая или познавая зло.

Теодицея так же есть у Лейбница.

7). Принцип ревеляционизма – ревеляцио лат. – откровение. Суть состоит в том, что истина сообщена людям Богом. Господь это сделал через писание. Писали люди, но их рукой водил Бог. Задача вычитать ее в текстах священного писания. Экзегетика – трактование текстов библии, переходит в герменевтику современную науку трактования текстов.

Инок Филофей автор концепции – Москва – третий Рим. В это же время падает Византия. Оплот православия. Византия пала в результате измены христианской истины. Москве следует хранить христианскую истину. Московский царь – покровитель церкви, он должен объединить светскую и церковную власть. И Филофей пишет - четвертому миру не бывать. Это истина т.к. это предсказано пророком Даниилом, в его пророчестве говорится, что 2 царства падут, а четвертому не бывать.

Важные черты символизм, традиционализм и т.д.

Патристика (1 - 6 века): делиться на восточную и западную. Восточная: Константинополь, Копадокия: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Западная: Аврелий Августин.

Основная проблематика: разрабатывают и систематизируют хр. мировоззрение. Это делалось через философское обоснование хр. догматики. Заслуга копадокийцев: они дали фил. обоснование хр. догматика занесенной в «символ веры»

Схоластика (7 - 14 века): ранняя (7 - 12 век), зрелая (13 век), поздняя (14 век). Иоанн Скотт Эриугена «Учение о разделении природы». Петр Абиляр, Росцеллин , Иоанн Кентерберийский, Ф. Аквинский.

Схоластика – игра понятий. Смысл для схоласта – выявить, определить понятие. Замыкалось в сфере чистого умозрения.

Круг проблем: проблема универсалий – общих понятий. Вопрос состоял в том как они существуют и в чем состоят. Одни говорили, что универсалии это общие понятия, они реально существуют, и существуют до вещей, вне и независимо от нашего сознания (влияние Платонизма, объективно идеалистическая философия). Реализм – это течение которое утверждает, что понятия существуют до вещей, вне нашего сознания.

Противника утверждали, что общие понятия это имена (ноумена). Названия предмета. Это течение называется ноуменализм.

Это противостояние снял Петр Абиляр: он разработал учение: концептуализм. Его суть в том, что общие понятия рассматриваются как предельные абстракции существующие в нашем сознании для обозначения чувственно-воспринимаемого предмета.

Рационалистическая философия достигла больших высот, т.к. утверждалась идея познаваемости мира

Проблема соотношения философии и религии (общая для патристики и схоластики). Логика – метод философствования был очень популярен в средние века в западной патристики и схоластики. (Запад, приняв Аристотеля, рационализировался. Восток, восприняв, Платона – большее влияние мистической философии).

Климент Александрийский и Блаженный Августин: «Верую, что бы понимать». Здесь вера и философия находятся в союзе. И он приветствуется.

Петр Биляр: «Понимаю, что бы верить»

Ф. Аквинский «Концепция гармонии веры и разума» Точка зрения о том, что истина веры не противоречит истинам разума, и истины разума, науки подтверждают истины веры. Возник на этой основе неотомизм. Но не любые истины веры может постигнуть разум. И данные истины получили название сверхразумными. Разум должен их принять.





Похожие материалы



 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru