ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Экономика Формирование и распределение прибыли предприятия - конспект по экономике фирмы
Формирование и распределение прибыли предприятия - конспект по экономике фирмы

Формирование и распределение прибыли предприятия - конспект по экономике фирмы

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами.

П=ВР-С, где П – прибыль от продаж; С – себестоимость реализованной продукции; ВР – выручка от продажи продукции (работ, услуг).

Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет следующие функции:

1. как показатель, характеризующий финансовые результаты хозяйственной деятельности. Т.е. она отражает конечный финансовый результат деятельности предприятия за определенный период;

2. стимулирующую функцию, проявляющуюся в процессе ее распределения и использования. Содержание этой функции состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

3. как основной источник формирования доходной части бюджетов разных уровней. Налог на прибыль является важнейшим источником пополнения средств бюджета.

Механизм формирования прибыли содержится в «Отчете о прибылях и убытках».


Механизм формирования показателей прибыли.

Плановая прибыль предприятия включает:

1. прибыль от продаж;

2. результат от операций с имуществом и финансовой деятельности;

3. результат от внереализационных операций.

При этом прибыл от продаж определяется в два этапа. Вначале рассчитывается валовая прибыль как разница между выручкой от продаж продукции без НДС, акцизов и т.д. и себестоимостью проданных товаров без периодических расходов (коммерческих и управленческих). Затем после вычитания коммерческих и управленческих расходов определяется показатель прибыли от продаж. Прибыль от продаж является основной составляющей балансовой прибыли предприятия.

Второй составляющей балансовой прибыли является результат от операций с имуществом и финансовой деятельности предприятия, рассчитывается как:

Попопоп, где Доп – операционные доходы, Роп – операционные расходы.

Результат от данной деятельности возникает в связи со сдачей в аренду временно неиспользуемого имущества и прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и т.д. в виде дивидендов по ценным бумагам других организаций, в виде прибыли от совместной деятельности и т.п.

Третья составляющая балансовой прибыли – это результат от внереализационных операций:

Пвнвнвн, где Двн – внереализационные доходы, Рвн – внереализационные расходы.

Данный результат представляет собой разницу между полученными и уплаченными штрафами, пенями, неустойками, возмещением убытков и т.д.

Чистая прибыль предприятия определяется путем вычитания из балансовой прибыли сумм налога на прибыль, рентных платежей, налога на экспорт и импорт. При этом в нее включается результат от чрезвычайных обстоятельств, рассчитанный как разность между поступлениями и связанными с этими обстоятельствами расходами:

- на формирование резервных фондов;

- на выплату доходов учредителям (участникам);

- на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).

При этом существуют два подхода к распределению чистой прибыли. При первом подходе в учредительных документах предприятия оговаривается порядок создания специальных фондов. Это могут быть:

- фонд накопления, который объединяет средства, зарезервированные для производственного развития предприятия и иных аналогичных мероприятий по созданию нового имущества;

- фонд социальной сферы, который учитывает средства, направленные на финансирование капитальных вложений в социальную сферу;

- фонд потребления, который аккумулирует средства на развитие социальной сферы кроме капитальных вложений (материальное поощрение работников, единовременная помощь, оплата путевок в дома отдыха и т.д.)

Первый подход облегчает процесс планирования и контроля использования финансовых ресурсов предприятия.

При втором подходе остающаяся в распоряжении предприятия прибыль не распределяется фондам, а образует единый многоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется на накопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены на накопление так и на потребление. При этом и другом подходе предприятия самостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основным направлениям.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru