ecstudent.ru

 

 

 

 

 

Экономика Проблема определения величины цены - конспект по экономике фирмы
Проблема определения величины цены - конспект по экономике фирмы

Проблема определения величины цены - конспект по экономике фирмы

Согласно исходному определению, цена – это денежное выражение стоимости, и здесь не ясно как установить стоимость товара. Существует два принципиально разных подхода:

1. затратный;

2. полезный.

Продавец представляет интересы изготовителя и свои, стремиться повысить цены отталкиваясь от затратного подхода и желания получить высокую прибыль.

Потребитель, исходя из полезного подхода и желания снизить расходы на единицу полезного эффекта стремиться снизить цену. В этих условиях купля продажа происходит по взаимоприемлемой цене, когда она устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения.

Количество спроса

в течение

недели продукции (шт.)

Цена единицы продукции (руб.)

Количество предполагаемых

продаж в течение

недели (шт.)

Излишки (+) дефицит (-)

2000

5

12000

10000

4000

4

10000

60000

7000

3

7000

0

11000

2

4000

-7000

16000

1

2000

-15000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как правило, потребители покупают при низких ценах больше, чем при высоких. Эта зависимость называется законом спроса.

Пересечение кривых спроса и предложения определяет цену равновесия (рыночную) и равновесное количество продукции. Любую другую цену конкуренция сделает неустойчивой. Однако рыночный механизм ценообразования не отрицает необходимость предварительного расчета цен, на основе каких-либо моделей ценообразовании.

Методы формирования цен:


Метод полных издержек. Когда к полным издержкам прибавляется некая прибыль, определяемая через нормы рентабельности: Ц=С(1+Р)

Норма рентабельности определяется исходя из внутренней рентабельности предприятия, среднеотраслевых норм, указаний вышестоящих организаций.

Разновидностью этого метода является определение цены на основе метода рентабельности инвестиций. Цена определяется по той же формуле, а норма рентабельности на основе стоимости заемных средств.

В условиях развитых рыночных отношений применяется метод определения цены на основе маркетинговых исследований – метод маркетинговых оценок. Данный метод основывается на изучении рынков сбыта, поведения конкурентов, определения эластичности спроса в зависимости от изменения цены и т.д. Он подразделяется на два подметода:

- метод сходной (подобной) цены – цена определяется в соответствии с ценами конкурентов на аналогичный товар;

- метод оценки реакции покупателя – продавец выясняет и устанавливает максимальную цену, по которой товар будет обязательно продан.

Часто возникают ситуации, когда необходимо определить цены на новые товары, которые не имеют полных аналогов на рынке. В этом случае рекомендуется использовать метод удельной цены. Смысл данного метода состоит в определении базового показателя старого товара и сравнением его с подобным показателем нового товара. Формула для расчета по данному методу имеет вид:

Где ЦН – новая цена, ЦБ – базовая цена, ПН – новый показатель, ПБ – базовый показатель.

Базовым показателем может быть любая качественная характеристика товара – вес, мощность, скорость и т.п.

Как реагирует спрос в связи с изменением цены? Эластичность, показывающая степень реакции одной величины на изменение другой, может быть сильной или слабой. В одном случае малейшее увеличение цены вызывает резкое падение спроса, а в другом (при ажиотажном спросе на рынке товаров первой необходимости) рост цен вызовет лишь незначительное снижение спроса. Для принятия решения о повышении спроса или отказе от него используется инструмент эластичности спроса.


Таким образом, при эластичности спроса 1 лучше не поднимать цены, т.к. выручка от реализации начнет снижаться. В этом случае разумнее снизить цену с тем, чтобы увеличить выручку за счет роста спроса.

Реакцию покупателей на различные виды спроса можно проиллюстрировать следующей таблицей:

Характер спроса

Поведение покупателей при снижении цены

Поведение покупателей при повышении цены

Эластичный (>1)

Значительно повышают объем покупок, т.е. спрос растет быстрее, чем цена. Выручка предприятия растет.

Значительно уменьшают объем покупок, т.е. спрос падает быстрее, чем растет цена. Выручка предприятия падает.

Единичная эластичность (=1)

Спрос растет теми же темпами, что падает цена. Выручка предприятия не изменяется.

Спрос снижается пропорционально росту цены. Выручка не изменяется.

Неэластичный (<1)

Темпы роста спроса ниже темпов снижения цены. Выручка падает.

Темпы падения спроса меньше темпов роста цены. Выручка растет.

Цены фиксируются в договорах купли продажи (контрактах), в которых помимо этого указываются:

- предмет договора (количество и качество товара);

- срок (период) поставки;

- условия (базис) поставки товаров (обязанности продавца и покупателя, момент перехода права собственности);

- порядок расчетов;

- дополнительные (особые) условия;

- раситоржение (изменение) договора;

- форс-мажор;

- ответственность сторон.

В контрактах могут указываться как твердые цены, не изменяющиеся в течение срока договора, так и скользящие цены, которые могут пересматриваться при изменении согласованных элементов цен или коньюктуры рынка. Последние применяются в долгосрочных контрактах.

Помимо цен на продукцию существуют цены, устанавливаемые на услуги. Они называются тарифами (например, тарифы на грузоперевозки, тарифы на услуги связи и т.п.). Их уровень также оказывает большое влияние на показатели деятельности производственных предприятий, т.к. стоимость данных услуг занимает значительный удельный вес в себестоимости продукции.

Цена является мощным стимулятором сбыта продукции. Применяя систему разнообразных скидок, предприятие может добиваться значительного увеличения продаж. Это могут быть:

- скидки за количество приобретенных товаров;

- сезонные скидки для покупателей, совершающих внесезонные покупки;

- скидки для постоянных покупателей;

- скидки за платежи наличными;

- товарообменные расчеты, т.е. скидки с цены нового товара при условии сдачи старого;

- скидки за сокращение сроков оплаты при продаже продукции на условиях коммерческого кредита.




 









Все права на материалы сайта принадлежат авторам. Копирование (полное или частичное) любых материалов сайта возможно только при указании ссылки на источник ((администратор сайта).)



Рейтинг@Mail.ru